Реформу переехали
Городские маршрутки хотят сократить на четверть
Как стало известно “Ъ”, комитет по транспорту Петербурга до начала запланированной транспортной реформы собирается уже в 2020 году отменить 67 коммерческих маршрутов, которые после действия постановления, ограничивающего перевозки в связи с пандемией COVID-19, не будут открыты заново. Под сокращение могут попасть маршруты как крупнейших частных перевозчиков Петербурга, так и средних компаний, для которых их наличие является критическим для ведения бизнеса. Большинство трасс, отмечают игроки рынка, дублируются подконтрольными Смольному ГУП «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс».
О том, что власти Петербурга могут не вернуть на маршруты автобусы ряда городских перевозчиков после снятия ограничений на перевозки в период распространения коронавируса, сообщили “Ъ” три источника в отрасли. Информацию об отмене части маршруток подтвердили в комитете по транспорту. По словам представителя ведомства, взамен частным перевозчикам может быть оказана бюджетная поддержка по ряду обслуживаемых ими «социальных» маршрутов (власти частично субсидируют проезд льготных категорий пассажиров на них). В чем именно заключается поддержка, в комитете не уточнили.
На фоне пандемии с начала апреля и до конца мая правительство Петербурга приостановило работу почти всех маршруток в городе. Работа ограничена на более 200 маршрутах коммерческих перевозчиков, притом что в городе всего работает 265 маршрутов. Источники “Ъ” уверены, что закрытие маршрутов произойдет в середине июля, когда у перевозчиков закончатся действующие контракты с администрацией, но фактически власти не дадут работать на трассах до этого момента, ссылаясь на ограничительное постановление.
По информации “Ъ”, под будущую отмену попали 67 маршрутов. Значительнее всех сокращено количество трасс у трех крупнейших игроков рынка: ООО «Питеравто» (27), ОАО «Третий парк» (12 маршрутов), ООО «Петербургская транспортная компания» (ПТК) (8). Еще по пять маршрутов закроют у ООО «Шпунт Северо-Запад» и ООО «Такси», четыре — у связанных ООО «Пассажиртранс» и ООО «Управление предприятиями СЛК», по два — у ООО «Пальмира» и ОАО «АТП-31», по одному — у ООО «Автолайн» и ООО «5 парк». В список не входят ООО «МАКС», ООО «Оникс» и ООО «АТП Барс 2».
Собеседник “Ъ” в одной из транспортных компаний отмечает, что действующими (то есть теми, на маршруты которых фактически выходят автобусы) были только половина «отмененных» трасс, но на части из них — низкий пассажиропоток. Объем перевозок для некоторых компаний упадет в два раза, говорит он. «Коммерсантам и так тяжело из-за падения доходов, но сейчас им предлагается еще больше сократить коммерческие маршруты при сохранении ряда "социальных", которые не могут окупить расходы предприятия без функционирования первых»,— продолжает источник “Ъ”. Субсидирование перевозки льготных категорий граждан для частных компаний составляет около 49 рублей за километр, а для ГУП — более 86 рублей, приводят расчеты два источника “Ъ”, близких к руководству компаний-перевозчиков.
В сообществе замечают, что отменяются маршруты, трассы которых дублируют автобусы городских предприятий — «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса». Основная цель этих действий, отмечает один из топ-менеджеров компаний,— повысить загрузку ГУПов, а следовательно, и их доходы, на фоне колоссального падения пассажиропотока из-за режима самоизоляции.
По подсчетам Смольного, коммерческие компании обслуживают на наземном транспорте около 520 млн пассажиров в год. Для сравнения, «Пассажиравтотранс» перевозит ежегодно около 320 млн пассажиров.
В рамках транспортной реформы, перенесенной как минимум на 2021 год, планировалось сократить 140 «коммерческих» маршрутов из 260. Таким образом, без введения контрактов «полного покрытия затрат» (когда выручка за проезд собирается в бюджет, а перевозчикам платят за километры транспортной работы без привязки к фактическому пассажиропотоку) власти до начала реформы собираются отменить почти половину (67.— “Ъ”) маршрутов.