Россия встала на путь мусоросжигания

Почему «Гринпис» выступает против и что отвечают сторонники этой идеи

Мусорные полигоны и свалки заменят комплексами термической переработки, их строительство поручили «Ростеху». Его дочерняя компания «РТ-Инвест» возведет еще 25 заводов за 600 млрд руб., пишет РБК. Экологи разошлись в оценке безопасности таких объектов. Сжигание отходов может привести и к очередным протестам. А сама система дает сбой — региональные операторы столкнулись с кассовыми разрывами. Решат ли заводы мусорную проблему? Об этом — Иван Корякин.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Когда два года назад Россия оказалась на грани мусорного коллапса, разногласий не было: свалки и полигоны — это очень плохо, соглашались власти и экологи.

Но когда заговорили о способах решения проблемы, начались споры, они не прекращаются и сейчас. Но Россия, судя по всему, окончательно встала на путь термической переработки. 25 заводов планирует построить «Ростех» при поддержке «Росатома» и ВЭБа, стоимость каждого — 24 млрд руб.

Это не просто сжигание мусора, а целая система, и первым звеном станет раздельный сбор, которым займутся россияне. После этого отходы отправятся на сортировку, рассказал “Ъ FM” эксперт ООН по химической безопасности и замдиректора «РТ-Инвест» по научному развитию Валерий Петросян:

«Две недели назад запустили в Сергиево-Посадском районе самый крупный в России новейший комплекс на 350 тыс. т в год. Эта сортировка современная, которая проводится профессиональными рабочими, плюс роботы и аналогичные устройства, она позволяет получать уже продукты очень чистые, в том числе тепловую и электрическую энергию».

Хотя и в научных кругах нет единого мнения об экологичности мусоросжигательных заводов. В Российской академии наук в марте не поддержали технологию от японской-швейцарской компании Hitachi Zosen Inova, — назвали ее устаревшей.

В «РТ-Инвесте» выводы экспертов РАН тогда назвали некорректными, дескать они основаны на мнении отдельных экспертов и вообще не могут быть заявлены от имени Российской академии наук.

Эти споры будут продолжаться и дальше, но строительство заводов они едва ли остановят. У экологов прогноз, скорее негативный: мусорную проблему заводы не решат, говорит эксперт проекта «Ноль отходов» российского отделения «Гринпис» Дмитрий Нестеров:

«При сжигании коммунальных отходов всегда образуется токсичная зола, у которой класс опасности выше, чем у того мусора, который был до момента сжигания. Эту золу чаще всего захоранивают на специальных полигонах опасных отходов. У нас, согласно проектной документации большинства тех заводов, которые у нас планируются в Подмосковье, эту золу можно везти только на полигон токсичных отходов в Томске. Пока, по предварительным данным, они просто не смогут физически принять такое количество. И по нашим подсчетам, после сжигания образуется по массе 30% золы, то есть, получается, ежегодно у нас будет 5 млн т токсичных отходов образовываться».

В «РТ-Инвест» с этим тоже готовы поспорить. По словам Валерия Петросяна, при сжигании мусора объем золы и шлака составит всего 3–5%.

«Те люди, которые мало знают об этой проблеме, они оперируют какими-то цифрами, я даже не знаю, откуда они их берут.

Видимо, они не в курсе достижений последних лет. 0,32 грамма в год выбрасывается с завода по термической обработке 700 тыс. т отходов.

В день это получается 0,0008 мг», — отметил Валерий Петросян.

Но есть и более очевидные показатели. Заводы будут не просто жечь мусор, но и вырабатывать энергию. И ее стоимость будет довольно высокой, что в итоге отразится на тарифах, говорит директор Института экологии Высшей школы экономики Борис Моргунов:

«Энергия, получаемая от мусоросжигания, может быть, в 10 раз, а может быть, и больше, дороже, чем энергия, получаемая из традиционных источников. И никто не сказал ни населению, ни бизнесу, а кто оплатит эту разницу. Это или государство, и это должно тогда быть заложено в бюджет, или это мы с вами, а также бизнес».

При этом, новая мусорная система едва выдерживает кризис. Региональные операторы, которые и так работали на грани рентабельности, сейчас уходят в минус. О проблемах РБК сообщила компания Игоря Чайки. И если развалится это звено и мусор будет некому вывозить, то зачем тогда будут нужны заводы? И все это происходит на фоне недовольства граждан. Едва ли появление мусоросжигательных комплексов в крупных агломерациях и в районах туристических центров, как это запланировано, добавит оптимизма местным жителям. И пускай даже мусоросжигательные заводы выбрасывают ничтожное количество вредных веществ — это их создателям еще придется доказать.

Первые пять мусоросжигательных заводов строят в Подмосковье и Татарстане. Работы планируют завершить к 2023 году.

Вся лента