В мире развернулась «гонка вакцин»
Смогут ли российские ученые стать первыми
Российскую вакцину против коронавируса хотят разработать к сентябрю. Об этом в среду доложили президенту создатели препарата, специалисты Центра вирусологии и биотехнологии «Вектор». Владимир Путин предложил руководству подумать об авторском праве. В свою очередь другой российский разработчик, Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, намерен в июне начать испытания собственной вакцины на людях. Всего в мире на сегодняшний день к клиническим испытаниям приступили девять научных центров. По словам специалистов, идет настоящая «гонка вакцин». Кто в ней лидирует? Каковы шансы российских ученых стать первыми? И что это даст? Выяснял Александр Рассохин.
К сентябрю вакцина будет готова, по крайней мере, если верить руководству новосибирского научного центра «Вектор». Сейчас, по его словам, заканчивается этап лабораторных исследований на животных. Дальше должны пройти клинические испытания на людях. Всего это три стадии, говорит директор ресурсного центра «Биобанк» научного парка СПБГУ Кирилл Волков:
«На первой смотрят безопасность вакцины. Берут абсолютно здоровую небольшую группу людей, обычно это мужчины в полном расцвете сил от 20 до 30 лет. Их прививают и смотрят, а нет ли каких-нибудь побочных явлений. На втором этапе нужно доказать эффективность. Третий этап — все эти побочные явления отслеживаются».
В середине июня к испытаниям на людях должны приступить в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи. Сбербанк, который вложил в разработку 3 млрд руб., разослал своим сотрудникам письма с предложением принять участие в тестировании. Подтвердили эту информацию и источники “Ъ FM” в компании.
Кроме того, разработкой собственных вакцин в России занимаются Институт вакцины и сыворотки, фармкомпания «Биокард», Институт биоорганической химии совместно с «Роснано», Институт общей генетики и даже биофак МГУ.
Но насколько возможно создать долгожданный препарат к сентябрю? Обычно клинические испытания вакцин могут занимать и год, и два, и даже пять лет. Возможно, в случае с коронавирусом, процесс будет ускорен, говорит врач-терапевт, научный журналист Алексей Водовозов, но к сентябрю, по его словам, препарат не успеют подготовить ни российские, ни зарубежные ученые:
«Это не быстро. Нужно посмотреть, сформируется ли иммунитет, и какой будет титр антител, через какое время и так далее, и так далее.
Самые оптимистичные заявления, насколько мне приходилось слышать, — в 2021 году
Всего в мире разрабатывается более 100 препаратов. И только восемь стали испытывать на людях. Это разработки американских, британских и китайских специалистов. В мире настоящая «гонка вакцин» И впереди отнюдь не российские ученые, говорит директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович:
«Англичане сейчас немножко опережают американцев, и американцы по этому поводу очень сильно переживают, но у них совершенно новая технология. Англичане берут стандартную технологию, очень похожую на нашу, на китайцев, а американцы — совершенно другую, и она очень опасная. Сработает она или нет, пока не очень понятно, это вообще генетическое моделирование».
Британские и китайские ученые намерены завершить разработку к концу года. Американские — только к лету 2021-го. Но что получит тот, кто выиграет эту гонку? Ставки высоки, признает Лариса Попович:
«Кончено же, весь мир ее будет закупать, испуганный развитием COVID, и основной контракт получит победитель. Понятно, что следующие будут покупать значительно меньше, пока мир разберется в сравнительной эффективности вакцин, победитель снимет сливки. Он получит триллионы, он может поставить любую цену, потому что люди слишком напуганы этим. Совершенно непонятно, сколько будет действовать эта вакцина, может, она будет действовать так же, как грипп, и ежегодно нужно будет делать другую».
Помимо внушительных сумм на кону и престиж. Кто не желает войти в историю, как победитель пандемии, унесшей сотни тысяч жизней? Впрочем, медики призывают не торопиться в прогнозах и вспоминают вспышку атипичной пневмонии 2003-го. Вакцину разрабатывали, даже тестировали на животных, но эпидемия закончилась раньше.