Нормальные герои опять пошли в обход
Сериал по роману Салли Руни
На канале BBC Three и онлайн-сервисе Hulu, а в России — на «КиноПоиск HD» вышел сериал «Нормальные люди» — экранизация романа юной литературной звезды Салли Руни. По мнению Юлии Шагельман, писательница, выступившая соавтором сценария, на этот раз оказалась добрее к своим героям, позволив себе их полюбить — и не оставив другого выбора и зрителям.
Марианна (Дейзи Эдгар-Джонс) и Коннелл (Пол Мескал) — старшеклассники из маленького городка в ирландском графстве Слайго. Она живет с матерью (Эшлин Макгакин) и братом (Фрэнк Блейк) в большом белом особняке, его мама (Сара Грин) работает у них приходящей уборщицей. Но у подростковой популярности свои законы: в тесном школьном мирке Марианна — слишком умная, слишком замкнутая, слишком непохожая на других — изгой и мишень для насмешек, а Коннелл — звезда, которой прощаются даже отличные оценки и любовь к чтению. Поэтому, когда они вдруг попадают под напряжение первой любви, неуклюжей, огромной и неотвратимой, какой она только и может быть в 18 лет, Коннелл страшно стесняется и старательно скрывает отношения с Марианной от однокашников, а ей и скрывать-то не от кого, ведь он ее единственный друг. Дальше все банально, как тоже может быть только в 18 лет: он позвал на выпускной другую, внутри нее что-то умерло, первая глава закончилась.
Они встречаются снова в дублинском Тринити-колледже, и обстоятельства меняются. Здешние интеллектуалы, беззаботно живущие на родительские деньги, ценят парадоксальный ум Марианны и ее необычный вкус в одежде, да и социально она им ближе. А Коннелл с его никому не интересными школьными успехами в футболе, провинциальным акцентом и единственными потертыми штанами на все случаи жизни впервые в жизни становится аутсайдером-одиночкой. Это похоже на сбывшуюся мечту любого неудачника, которого травили в школе, но что делать с тем электричеством, которое начинает потрескивать в воздухе всякий раз, когда Марианна и Коннелл оказываются в пределах досягаемости друг друга?
Они сойдутся, потом разойдутся снова, он не вовремя промолчит, она скажет что-то не то. Ей будет не хватать его прикосновений, он будет жаться в углах, засунув руки в карманы. Конечно, они останутся друзьями, даже когда он найдет другую, а она — другого, такого, чтобы снова и снова доказывал, что она недостойна быть счастливой, любимой, нормальной. Экзамены, каникулы, вечеринки, лето в Италии, зима в Швеции, электронные письма и ночные разговоры по Skype, секс, неловкий и откровенный, первое осознание конечности жизни, мучительное переживание душевных травм… Двенадцать коротких, по получасу, серий этих двух юных, запутавшихся, невпопад умных и некстати прекрасных идиотов будет тянуть друг к другу, чему они будут отчаянно и напрасно сопротивляться.
Книга Салли Руни, каким-то непостижимым образом ухватившая дух времени, мгновенно ставшая бестселлером и вышедшая в лонг-лист «Букера», написана скупым, лишенным эмоциональной окраски языком лаборанта, наблюдающего за ходом научного эксперимента. В сериале, который пополам сняли номинант на «Оскар» за фильм «Комната» (2015) Леонард Абрахамсон и ветеранша британского телевидения Хетти Макдональд, история наполнилась теплом, хрупкой нежностью, задумчивой меланхолией пейзажей и интимной телесностью крупных планов — всем тем, что придает эмоциональную глубину и живое дыхание даже самым тривиальным сюжетам. Здесь авторы не просто фиксируют, а проживают все, что происходит с Коннеллом и Марианной, позволяя им все-таки повзрослеть, понять и принять себя и друг друга. Нет, их по-прежнему не ждет традиционный для экранных любовных историй хеппи-энд, но ведь «жить долго и счастливо» не всегда означает «быть вместе». И это нормально.