Медленно, но верно
На чем можно выехать из кризиса
Если призадуматься, то у трактора и спорткара может быть много общего: например, четыре колеса и руль, конечно же, мощный и тяговитый двигатель. И еще на производстве тракторов зарабатывали деньги на постройку спорткаров, а занимались этим даже такие известные компании, как Porsche и Lamborghini.
История в общем-то житейская. Так обычно говорят родители будущим певицам или актрисам: «В жизни всякое может случиться, поэтому сначала получи нормальную профессию – юриста или бухгалтера, а потом поступай в свой театральный». В истории с Porsche и Lamborghini, их тракторами и спорткарами примерно так все и было.
Фердинанд Порше мечтал о производстве тракторов еще в тридцатые годы, когда занимался созданием «народного автомобиля» – будущего Volkswagen Kaefer. Трактор по его замыслу тоже должен был стать «народным», но, несмотря на близость к властным кругам Германии, осуществить эту мечту тогда не удалось. Может быть, что и те годы для «народного трактора» были слишком благополучными, потому он и остался незамеченным, а вот в тяжелые времена необходимость в нем появилась.
О тракторе Порше вспомнил в конце сороковых годов, когда Германия приходила в себя после поражения во Второй мировой войне. Тогда же в стране началось и массовое производство «Жуков», а потом и различных микроавтомобилей типа «Изетты» или «Мессершмитта» – денег у покупателей транспортных средств в те годы особо не водилось и экономили на всем. Даже первый спорткар Porsche-356, появившийся в 1948 году, и тот был сделан на базе «Жука». И вот настало время «народных тракторов».
Для их производства в 1950 году было создано отдельное предприятие Porsche-Diesel Motorenbau GmbH, расквартированное в городе Манцель на берегу Боденского озера. Это тоже оказалось символично: Бодензее помнило и лучшие времена, когда над его водной гладью неспешно плыли гигантские цеппелины – настоящая гордость Германии, в соседнем Фридрихсхафене так же неспешно собирались самые дорогие немецкие автомобили марки Maybach. И вот теперь наступило время производства тракторов.
Красный пролетарий
Трактора Porsche-Diesel – именно так звучит их марка, чтобы не путать с автомобилями, – выпускались до 1963 года. Новая продукция оказалась более массовой и востребованной, чем спорткары – всего за это время изготовили более 120 тысяч тракторов, в то время как Porsche-356 с 1948 по 1965 год сделали 76 тысяч. Даже модельный ряд тракторов был намного шире: с одним, двумя, тремя и четырьмя цилиндрами, различные модели и модификации – всего более тридцати за все время производства. Для сравнения, Porsche-356 выпускался только в вариантах купе и родстер, а модификации появлялись последовательно и только при значительных усовершенствованиях базовой модели. И лишь в одном потребительском аспекте трактора проигрывали автомобилям Porsche – все они красились только в красный цвет, не оставляя покупателям никакого выбора. Когда выпуск тракторов Porsche-Diesel прекратился, цеха на берегу Боденского озера приобрел концерн Daimler-Benz для выпуска мощных дизельных двигателей серии MB 833, 837 и 838.
Кредит для бизнеса
В похожей ситуации в конце сороковых годов оказалась и Италия – она, как и Германия, тоже проиграла войну и переживала не лучшие времена. Будущий производитель автомобилей Lamborghini – Ферруччо Ламборгини – начинал в 1947 году с того, что собирал свои трактора из найденных деталей от брошенной военной техники. Первый трактор получил название Carioca, очевидно, что в честь бразильского танца, совмещающего в себе стили самбы, матчиша, фокстрота и румбы. Трактор «Кариока» тоже совмещал в себе мотор, трансмиссию и мосты от самых разных грузовиков, но показал, что такая конструкция жизнеспособна и пользуется спросом.
В 1948 году Ферруччо Ламборгини учредил Lamborghini Trattori, а вскоре производство значительно увеличилось: если вначале собирали по одному трактору в неделю, что уже через пару лет – по двести в год. К 1951 году почти все в тракторе Lamborghini было собственного изготовления, за исключением двигателя от британского грузовика Morris. Впрочем, и его Ферруччо улучшил, добавив пусковой стартер, позволявший заводить мотор на бензине, а потом переключаться на солярку.
Предприятию Ламборгини помог и принятый в 1952 году «закон Фанфани», согласно которому фермеры получали от государства на развитие хозяйства кредит со ставкой всего 3 процента, но при обязательном условии покупки итальянской сельхозтехники. Тут уж дела Ферруччо Ламборгини и вовсе пошли в гору: в том же 1952 году он представил сразу пять новых моделей тракторов, в 1956 году открыл новый завод, а в 1957-м представил самую маленькую и бюджетную модель Lamborghinetta, тут же ставшую бестселлером. Так друг за дружку итальянцы и вытащили страну из послевоенного кризиса.
Трактор и лошадка
Заработанные на тракторах деньги Ферруччо Ламборгини тратил на главную страсть своей жизни – спортивные автомобили. В его гараже перебывали почти все новинки того времени: Mercedes-Benz 300SL, Jaguar E-Type, пара Maserati 3500GT, несколько Ferrari 250GT. В автомобилях Ferrari ему очень не нравилось слабенькое сцепление, постоянно выходившее из строя и требовавшее постоянных поездок в Маранелло для ремонта. Говорят, Ферруччо Ламборгини заменил его на своей фабрике на более мощное – от трактора, и «подкованная» Ferrari 250GT, что называется, «поехала». По наивности Ферруччо решил рассказать о своем усовершенствовании самому Энцо Феррари, а заодно обратить внимание на то, что интерьер у его автомобилей слишком спартанский и не мешало бы сделать его покомфортнее. Самолюбивый Энцо не выдержал такой критики, да еще от кого – какого-то тракториста, и выставил Ламборгини за дверь, посоветовав и дальше заниматься своими тракторами.
Тут уж наступил черед самолюбия самого Ферруччо Ламборгини. Покинув кабинет Феррари, он дал клятву, что создаст спортивный автомобиль намного лучше любой Ferrari. Было это в 1958 году, а уже в 1963-м на свет появилась Lamborghini 350 GTV – первая модель новой марки, ставшей вечным конкурентом Ferrari. Легенда гласит, что некоторые детали в ней были унифицированы с тракторами.
В отличие от Porsche-Diesel, трактора марки Lamborghini выпускаются до сих пор, а модель Nitro в 2014 году даже завоевала титул «Трактор года». Но к самому Ферруччо Ламборгини и к его семье Lamborghini Trattori уже давно не имеет никакого отношения: он продал компанию еще в 1970 году, чтобы вырученные за нее деньги вложить в разработку и производство спортивных автомобилей Lamborghini.
1960 Porsche Diesel Junior 108L
|
1960 Lamborghini 2241R Tractor
|