Удаленные комментарии
Сервисы новой антивирусной реальности
Похороны всеобщей автомобилизации откладываются. Еще совсем недавно, в начале года, автомобильная культура, казалось бы, катилась в пропасть. По миру победно шествовал общественный транспорт. Люди массово отказывались от личных машин. Езду в булочную практиковали разве что самые отпетые. Остальные перешли на доставку. Однако злой рок за каких-то пару месяцев превратил личный автомобиль в самое безопасное средство передвижения в мире.
Оказалось, что и в соседнюю пекарню лучше всего именно подъезжать. Вдруг выяснилось, что каршеринг вовсе не так перспективен, как нам казалось зимой. Еще неизвестно, переживет ли он пандемию. Старый добрый личный автомобиль вернулся и начал отвоевывать утерянные позиции. Настало время провести ревизию всех сервисов, связанных с автопромом, посмотреть, что из них пойдет в рост, что круто изменится, а что и вовсе исчезнет.
Show must not go on
Сегодня массовое скопление народа было бы расценено как диверсия, все участники и организаторы которой немедленно оказались бы в наручниках. Однако и без нынешних страшилок международные автомобильные шоу уверенно шли к упадку. Рекорд посещаемости Женевского автосалона пришелся на 2005 год. Тогда на главное европейское шоу пришло почти 750 тысяч человек. С тех пор посещаемость уверенно катилась вниз. Особенно сильно на этот бизнес повлиял финансовый кризис 2008 года. Хоть и был затем некоторый отскок, но за последние годы автовыставки недосчитались чуть не трети экспонентов. Один за одним автомобильные бренды начали игнорировать участие в дорогих мероприятиях. Первой жертвой стал Франкфуртский салон.
Неужели эти красочные зрелища «в реале», к которым мы так привыкли, уйдут в небытие? Есть все основания утверждать, что так и будет. По совести говоря, презентации Илона Маска, проходящие в прямом эфире, уже давно показали альтернативный и более дешевый путь демонстрировать автомобильные новинки.
Подхват на низах
Вместе с выставками, похоже, угасли навсегда и журналистские презентации. Вернее, это раньше они были «журналистскими» — последние годы к последним присоединились блогеры, влогеры, а также — прости, Господи,— инфлюэнсеры и тренд-сеттеры. Это была огромная индустрия. Концерны тратили солиднейший бюджет, чтобы впечатлять представителей медиасообщества. Презентации для прессы породили целый конгломерат фирм и компаний, занимающихся исключительно брифингами и ивентами. Сегодня им придется полностью перепрофилироваться. Участники рынка заявляют, что больше половины специализированных компаний просто не выдержат трансформации, поскольку не имеют соответствующих «цифровых» компетенций. Вместе с ними, очевидно, пострадает и сегмент HoReCa.
Что же будет вместо презентаций? Кто же теперь будет транслировать читателям, зрителям и слушателям свои ощущения от нового продукта? От кого мы услышим экспертное мнение о «недостаточном подхвате на низах» или «размазанном ходе педали акселератора»? Нынешняя ситуация окончательно обозначила то, что и раньше было очевидно. Машины проектировали профессионалы. Испытывали тоже профессионалы. А от комментариев, что «машина не едет» или что «неудобное расположение рычага КП мешает пользоваться подстаканником», толку все равно никакого: автомобиль, как правило, уже окончательно готов за год до его появления у дилеров, и усовершенствовать в нем ничего нельзя.
Лишь руками развести
Вероятно, вслед за журналистскими тест-драйвами могут отойти в прошлое и клиентские. Во всяком случае работа над тем, чтобы потенциальные покупатели могли познакомиться с автомобилем не тактильно, а с помощью дополненной реальности, началась вестись автомобильными компаниями еще задолго до начала пандемии. И отдельные из них — например, Audi и Volvo — в этом деле даже преуспели. То есть недалек тот день, когда вместо автомобиля клиенту будут присылать шлем, протертый санитайзером, а браться он будет не за руль реального автомобиля — мало ли, может, он только что кашлял в ладонь,— а просто водить руками в пространстве.
Накликать автомобиль
В апреле продавцы машин в России уже недополучили около 280 миллиардов рублей выручки. Но это полбеды. Чтобы содержать дилерские центры, эти дворцы Семирамиды, нужен солидный поток клиентов. Реальность такова, что в ближайшие два года ничего подобного не предвидится. Возможно, мы вообще распрощаемся с нынешней формой продажи машин. На рынке останется по преимуществу онлайн-дистрибуция. До пандемии ею активно занимались у нас лишь два производителя — Renault и Volvo.
По ту сторону границы, в Европе более заметные усилия прикладывает концерн Daimler. Интернет-магазин в Германии Mercedes-Benz запустил еще в 2013 году. В планах немцев к 2022 году продавать в онлайне четверть всего объема выпуска. Считается, что наиболее продвинутый автомобильный e-commerce — в Китае на платформе Tmall. Несколько лет назад Tmall в партнерстве с Ford открыла вендинговый автомат, с помощью которого можно взять авто на тест-драйв и при желании купить. В России буквально на днях появился сильнейший игрок — сервис Сбербанка — маркетплейс «СберАвто». Это многофункциональное мобильное приложение. В нем можно не только купить машину, но также взять кредит и приобрести страховку. «СберАвто» берет на себя доставку до двери.
Готовый на все
Ситуация, в которой оказался рынок сегодня, уникальна, поэтому, возможно, мы станем свидетелями появления самых неожиданных разновидностей услуг. Так, велика вероятность, что уход в виртуальность многие клиенты воспримут с огромным трудом. Согласитесь, покупка автомобиля слишком сильно завязана на реальные ощущения. Здесь переходным звеном, возможно, станет так называемый автомобильный брокер. Это специалист, который берет на себя решение всех возможных проблем. Он ищет выгодную страховку, он оформляет аварии, он продает и покупает по всей стране и за границей, отвозит в ремонт. Короче, делает все. При этом он абсолютно независим и не привязан к какому-либо бренду или финансово-страховой организации. Его цель — лишь удовлетворение капризов покупателя. Брокеров пока в России немного. Однако они уже имеют информационную базу по всем маркам, дилерам, кредитно-страховым услугам, СТО и начали работать.
«Маска, я вас знаю»
На тот момент, когда мы сочиняли этот текст, мэрия Москвы категорически отказывалась возрождать такую популярную еще вчера услугу, как каршеринг, не без оснований полагая, что замкнутое пространство автомобиля — идеальное место для передачи коронавируса от одного временного пользователя к другому. Выживет ли этот бизнес в условиях перманентной угрозы новой волны заболевания? Теоретически можно обязать пользователей садиться за руль только в маске и перчатках, за этим будет следить видеокамера. Установить в салоне каждой каршеринговой машины кварцевую лампу для его обеззараживания. Сделать обязательной ежесуточную санобработку автомобиля… Но выгодна ли будет вся эта морока частной каршеринговой компании, особенно когда за этот бизнес всерьез решило взяться государство? В разгар карантина Минпромторг анонсировал запуск в июне 2020 года госпрограммы «Доступная аренда». Она гарантирует пользование машиной по льготным расценкам, на что правительство выделит 2,5 миллиарда рублей. Но речь тут едва ли будет вестись о поминутной аренде. Скорее, это, будет то, что принято называть «подпиской». По образцу программы Hyundai Mobility, например.
До полного
Автоматизированные заправки в период пандемии получили импульс для еще более широкого распространения. В некоторых регионах мира они уже давно популярны. Так, в США 85 процентов топлива реализуется на колонках без общения с персоналом. Однако в большинстве случаев это всего лишь заслуга терминала оплаты, расположенного рядом с заправочным пистолетом. Гораздо более продвинутый сервис в Китае. В Поднебесной система Alipay дает возможность произвести транзакцию путем сканирования кода топливной операции смартфоном. В России данная услуга тоже активно развивается. Специализированный сервис «Турбо» заявил об интеграции с тремя сотнями АЗС. Сеть АЗС «Топлайн» предложила мобильное приложение для заправки Benzuber. Тинькофф-банк запустил приложение, которое позволяет оплачивать топливо на комплексах BP, не выходя из машины. Сеть «Газпром нефть» использует собственное приложение «АЗС.Go». Есть такие сервисы у ЛУКОЙЛа и других нефтяных компаний. Нельзя не упомянуть и вездесущий «Яндекс» с его приложением «Заправки». Есть смелые прогнозы, что бесконтактная оплата станет обычным атрибутом всех без исключения в России АЗС.
Убери руки
Относительно недавно марка «Volkswagen Коммерческие автомобили» запустила в России сервис бесконтактной приемки машин на техобслуживание. Записаться на сервис, согласовать объем работ и отслеживать их статус можно удаленно с помощью мобильного приложения Volkswagen Service. Автомобиль доставят в техцентр и привезут обратно по указанному адресу, а оплатить услуги можно онлайн. Это лишь первый шаг к полному отторжению владельца автомобиля от ремонта и ТО, который с корпоративных клиентов неизбежно распространится и на частных. Тому в помощь — софт, над которым сейчас активно работают автомобильные компании. Сегодня автомобиль способен напомнить вам о необходимости пройти ТО не только соответствующей надписью на приборной панели, но и СМС того же содержания, которое придет на ваш смартфон. Не за горами и тот день, когда с помощью специального приложения смартфон будет подключен к бортовому компьютеру машины, и вы, а также ваш сервис-менеджер будете в курсе результатов ежедневной самодиагностики машины.
Поедем поедим
Исторически в США существует две разновидности услуг, которые можно получить, не выходя из машины: drive-thгu (проездом) и drive-in (с остановкой). Первая работает по принципу окна «Мак-Авто». Причем это может быть что угодно, от химчистки и печати фотографий до общения со священником и даже регистрации брака. Американцы проводят таким образом даже экспресс-тесты на коронавирус. Вторая — это возможность получить полноценную услугу, запарковавшись. Так, например, работают автомобильные кинотеатры. Сегодня не только в США, но и в Германии «синематографы» drive-in битком набиты. Хотя, конечно, немцам далеко до американцев по части подобных сервисов. Так, в Орегоне процветают drive-in стрип-бары. Причем стриптизерши выступают на шестах исключительно в масках. Расцвет подобных заведений пришелся на 30-е и 40-е годы XX века, но они уже готовы пережить второе рождение. Например, сегодня, если вы остановитесь возле кафе в Нью-Йорке и сделаете заказ по телефону, вам вынесут еду на парковку. Возможно, в будущем городские власти пойдут на снижение парковочного тарифа, чтобы минимизировать контакты между людьми. Впрочем, это сейчас мы говорим про тамошнее хозяйство. В Москве, например, много сил было потрачено на то, чтобы пересадить людей с личного на общественный транспорт, а платная парковка приносит в бюджет огромные деньги. Но что-то подсказывает, что сервисы drive-thru и drive-in, которые до сегодняшнего дня у нас были популярны только в контексте кофе и бургеров,— перспективное направление для тех остатков малого и среднего бизнеса, которые переживут локдаун.
Петушки против москвичей
Возрождение индустрии туризма и отдыха после пандемии прогнозируемо будет самым долгим и мучительным. Слишком велик страх у людей снова начать собираться в группы, и слишком мало денег осталось у клиентов на развлечения. В итоге самым доступным станет автотуризм. Пока с этим, конечно, тоже есть проблемы. Если верить СМИ или все тем же блогерам, в марте-апреле мы наблюдали санкционированные рядом местных администраций факты огораживания. Речь не о насильственной экспроприации крестьянских земель, имевшей место несколько столетий назад в период первоначального накопления капитала. На въезде в Переславль-Залесский, например, полиция выставила заслон машинам с московскими номерами. То же происходило в Петушинском районе — москвичей, имевших там дачи, разворачивали прямо с рассадой. Но очевидно, что автопутешествия на ближайшее время станут единственным доступным нам видом туризма. Во-первых, они самые безопасные с точки зрения изоляции. Во-вторых, самые дешевые. Может статься, что повезет производителям и продавцам кемперов. Начнут процветать стоянки-кемпинги, и появятся новые маршруты.