Набережная пересохшего турпотока
Рассчитывавшие на покупателей из КНР магазины освобождают помещения
Пандемия COVID-19 оставила без средств к существованию владельцев магазинов, рассчитанных на туристические группы из Китая. В результате вакансия на одной из самых важных с точки зрения такой инфраструктуры Фрунзенской набережной в Москве достигла 50%, что почти в пять раз выше среднего показателя по городу. После снятия ограничений из-за пандемии инфраструктура для китайских туристов может переехать на новое место: в числе вариантов консультанты называют Поклонную гору.
О том, что на Фрунзенской набережной в Москве вакансия в помещениях стрит-ритейла достигла как минимум 50%, “Ъ” сообщила замдиректора направления стрит-ритейла Knight Frank Ирина Козина. Здесь с 2017 года развернулась нацеленная исключительно на китайских туристов торговля ювелирными изделиями, янтарем и сувенирами и пр. По данным Knight Frank, еще в 2019 году эти объекты занимали до 30% всех помещений на набережной. Половина из них уже покинула помещения после того, как российские власти сначала наложили мораторий на безвизовый въезд для путешественников из КНР, а с 20 февраля запретили гражданам Китая въезд в Россию из-за пандемии COVID-19, сообщает госпожа Козина.
В частности, нового арендатора ищут владельцы помещения, где располагалась называвшая себя частной картинной галереей «Дружба» — один из крупных объектов, работавших только с организованными группами из Китая. Источник “Ъ”, управлявший одним из магазинов на Фрунзенской набережной, говорит, что не смог договориться об арендных каникулах с собственником помещения и был вынужден съехать: «Полгода или год платить за аренду закрытой торговой точки бессмысленно».
В 2019 году ЦБ назвал китайских туристов лидерами по совокупным расходам в стране: за первые три месяца минувшего года, по подсчетам ЦБ, они потратили в РФ $264 млн. Таким образом, годовой объем трат можно оценить более чем в $1 млрд.
Зарина Догузова, глава Ростуризма, в октябре 2019 года, ТАСС
Китайские туристы больше всего тратят денег при выезде за рубеж
Текущий уровень вакантности на Фрунзенской набережной заметно превышает средний показатель для Москвы. По подсчетам JLL, в основных торговых коридорах города в первом квартале 2020 года вакантность была 9,9% против 9,1% кварталом ранее. Но консультанты ожидают, что основной эффект от сложившейся непростой для ритейла ситуации будет виден по итогам первого полугодия. Так, в JLL прогнозирует, что на фоне кризиса доля свободных помещений во втором квартале может вырасти еще на 2–3 процентных пункта.
Руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Оксана Мостяева утверждает, что закрытие точек связано не только с пандемией COVID-19, но и с многочисленными жалобами местных жителей на нескончаемый поток китайских туристов класса «средний минус». «Была поставлена задача о переносе этой инфраструктуры в любое другое место в Москве с условием, что оно будет иметь транспортную доступность, подъездные пути и достаточную вместительность»,— рассказывает госпожа Мостяева.
По ее словам, пока такое место не найдено. В Knight Frank считают, что теоретически такие магазины могут расположиться в районе Поклонной горы: там есть остановки для автобусов, а место пользуется популярностью среди туристов.
В компании R4S (занимается продажей и арендой коммерческой недвижимости) считают, что происходящие сегодня процессы кратковременные, а в среднесрочной перспективе уход китайских туристов значительно не изменит общую картину Фрунзенской набережной. «Как и прежде, превалировать будут арендаторы торговой недвижимости, деятельность которых связана с продажей люксовой мебели, отделочных материалов, деталей интерьера и антиквариата»,— полагают там. Руководитель группы стрит-ритейла «Магазина магазинов» Юлия Корчагина добавляет, что для обычных магазинов на этой улице слишком небольшой как пешеходный, так и автомобильный (из-за неудобного подъезда) трафик.
По системе «все свои»
Как китайских туристов принимают в России и почему они стали проблемой