Эпидемия местного значения
Китай признал, что замалчивал ситуацию с коронавирусом
Война слов вокруг пандемии коронавируса продолжается: президент США Дональд Трамп утверждает, что на его страну совершено «нападение», и грозит полным разрывом отношений с Китаем, а близкий к Компартии КНР таблоид напоминает, что страна обладает мощным ядерным потенциалом, и призывает его наращивать. В то же время китайские власти, похоже, начинают признавать, что их стратегия противодействия коронавирусу оказалась далека от идеала, однако вину они перекладывают на местные власти города Уханя.
«Они не должны были позволить этому произойти. Я заключил великолепную торговую сделку, а сейчас она уже не выглядит столь хорошей. Еще чернила высохнуть не успели, как пришла чума. И она (торговая сделка.— “Ъ”) уже не выглядит столь хорошо»,— рассказывал Дональд Трамп в интервью каналу Fox Business, в очередной раз выражая недовольство Китаем и заявляя, что сейчас ему не о чем говорить с председателем КНР Си Цзиньпином. Саму эпидемию он до этого уже называл «самым страшным нападением на США».
Отвечая на вопрос, как США ответят на поступок Китая, президент решительно заявил: «Мы много чего можем сделать… Мы можем вообще разорвать отношения. Что произойдет в этом случае? Сэкономим $500 млрд».
Президент имел в виду объем ежегодного импорта товаров из Китая в США, который он назвал «потерянными деньгами».
Пекин доверил ответный удар националистическому таблоиду Global Times, принадлежащему официальному печатному органу ЦК Коммунистической партии Китая газете «Жэньминь жибао» и нередко идущему в авангарде китайского вербального наступления. «Для тех, кто помнит, что Трамп предлагал делать инъекции антисептика для борьбы с новым коронавирусом, такая идея сюрпризом не стала»,— саркастически отреагировал таблоид на новое выступление Дональда Трампа.
«Очевидно, что это безумие — в первую очередь побочный продукт широко известной тревоги, которой охвачены США с тех самых пор, как Китай начал свое глобальное восхождение. Здесь также сыграло роль сочетание зависти и паники вашингтонской элиты, которая осознает огромную разницу между тем, как США и Китай ответили на эпидемию»,— обличает неназванный автор редакционной статьи Global Times. В ней указывается, что основная задача Дональда Трампа — переложить ответственность за катастрофическую ситуацию с пандемией на Китай, слепить из него образ врага, убедить в этом американцев и выиграть президентские выборы в ноябре.
«Китай не поддастся на их политические игрища и будет продолжать преследовать свои стратегические цели»,— резюмирует Global Times.
На ситуацию откликнулся и главный редактор таблоида Ху Сицзинь, известный, в частности, тем, что недавно назвал Австралию, требующую независимого расследования ситуации с COVID-19, «жвачкой на китайском ботинке». Он призвал КНР нарастить свой ядерный арсенал, причем сделать это открыто и демонстративно. «Китаю не нужно ввязываться в гонку вооружений с США, однако стратегическая воля Вашингтона сокрушить Пекин растет, вместе с ней должна расти и наша ядерная мощь»,— пишет господин Ху, замечая, что у Китая в сложившейся ситуации нет иного выбора.
Впрочем, появляются первые признаки того, что Пекин, возможно, готов взять на себя небольшую долю вины за пандемию. В субботу, 16 мая, главный научный советник Китая по борьбе с коронавирусом и публичный лидер антиковидной кампании Пекина Чжун Наньшань дал эксклюзивное интервью американскому телеканалу CNN.
В нем господин Чжун признал, что у Китая действительно были проблемы с прозрачностью и открытостью в первые дни эпидемии, однако он старательно пояснял, что речь идет исключительно о властях города Уханя, где случилась первая вспышка COVID-19.
Врач пояснил: он возглавлял группу экспертов, отправленную в Ухань Национальной комиссией здравоохранения для изучения новой болезни 18 января. «В то время местные власти не хотели говорить правду. С самого начала они молчали, и я говорил, что, видимо, зараженных больше»,— рассказал господин Чжун, пояснив, что сомнения у него закрались, когда власти города более 10 дней сообщали о 41 зараженном, в то время как за рубежом уже начинались свои эпидемии.
Лишь 20 января, вернувшись в Пекин, он получил информацию о 198 зараженных и трех погибших. В тот же день на встрече с руководством китайского правительства он призвал немедленно закрыть Ухань, что и было сделано.
Чжун Наньшань пояснил CNN: как только в дело вмешались центральные власти, статистика стала прозрачной и достоверной.
По его словам, Пекин выучил «уроки атипичной пневмонии», некоторые данные об эпидемии которой скрывали два-три месяца. «В этот раз центральные власти указали, что все города, все органы власти должны сообщать истинные сведения о заражении. Если этого не будет, последует наказание. Так что с 23 января, я считаю, все данные верны»,— заключил врач.
Говоря об атипичной пневмонии, Чжун Наньшань вспоминал собственный опыт: в стране он известен как герой кампании по борьбе с атипичной пневмонией, поскольку в 2002–2003 годах, когда господин Чжун руководил Институтом респираторных заболеваний в Гуанчжоу, он вопреки официальной линии властей открыто говорил о серьезности заболевания и даже предложил собственный метод помощи пациентам, шедший вразрез с медицинскими рекомендациями того времени и оказавшийся эффективным.
Кроме того, в интервью господин Чжун развенчал теорию о лабораторном происхождении вируса, выразил удивление высоким числом заражений и смертей в США и заявил, что, по его мнению, правительства ряда стран Запада на первых порах недостаточно серьезно восприняли COVID-19.
Он также признал, что в Китае не выработан коллективный иммунитет против коронавируса и потому существует серьезная опасность второй волны заражений.
«Перед нами стоит большая проблема, сейчас нельзя сказать, что мы в более выгодном положении, чем другие страны»,— пояснил господин Чжун.
Напомним, что еще в конце января мэр Уханя Чжоу Сяньван в интервью CCTV признался, что власти города действительно вовремя не проинформировали жителей города о вирусе. «Мы — местная власть, мы можем публиковать информацию, только получив соответствующее разрешение»,— пояснил тогда он. В феврале на фоне массовой критики властей города китайское руководство уволило руководителей местных органов здравоохранения, а также глав отделений Компартии города Уханя и провинции Хубэй.