Срок действия мусорных полигонов подходит к концу
В 11 регионах заканчивается место на свалках
11 российских регионов оказались на грани «мусорного» коллапса: места на легальных свалках хватит менее чем на год. Среди этих территорий: Камчатка, Бурятия, Якутия, Забайкальский и Краснодарский края, а также Омская и Волгоградская области. Это следует из проекта федеральной терсхемы, разработанной госкомпанией «Российский экологический оператор», которая сопровождает мусорную реформу в регионах. В регионах проблему признают, но переживают не сильно: до 2023 года есть возможность использовать для размещения мусора свалки, не соответствующие всем экологическим и техническим требованиям.
В 32 субъектах остаточной вместимости полигонов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, хватит менее чем на 5 лет. В 11 регионах ситуация более критичная: место на легальных свалках закончится раньше, чем через год. Это следует из проекта федеральной терсхемы, разработанной госкомпанией «Российский экологический оператор» (РЭО).
- В Бурятии, Магаданской области и Забайкальском крае мощностей действующих полигонов хватит лишь на месяц.
- На Сахалине и в Еврейской автономной области — на три месяца.
- Свалки в Краснодарском крае могут без негативных последствий проработать еще семь месяцев, а в Кабардино-Балкарии, Камчатском крае и Омской области — восемь месяцев.
- Легальные полигоны в Якутии и Волгоградской области рассчитаны еще на год.
Точные данные в масштабах страны будут сформированы после утверждения федеральной схемы обращения — осенью этого года, обращают внимание в РЭО.
Власти некоторых регионов примут решение временно использовать полигоны, которые не включены в государственный реестр объектов размещения отходов (то есть не соответствуют всем экологическим и техническим требованиям), говорят в РЭО: «Таким образом, проблема с недостатком необходимых мощностей для размещения твердых коммунальных отходов будет решена за счет временной легализации этих объектов, а в будущем — за счет строительства новых объектов по обработке и размещению отходов». Отметим, такая возможность у регионов появилась в конце 2018 года: тогда Госдума приняла поправки, разрешающие до 1 января 2023 года свозить отходы на действующие полигоны, не включенные в государственный реестр объектов размещения отходов. Тогда эксперты объясняли “Ъ”, что некоторые свалки были не включены туда необоснованно, но признавали, что многие из них все же далеки от экологических норм. В Госдуме такую необходимость называли «страховкой для граждан», которые бы иначе стали «заложниками неэффективности губернаторов и возможного мусорного коллапса» (см. “Ъ” от 19 декабря 2018 года).
Не во всех регионах разделяют подобные опасения. «По расчетам специалистов, имеющейся вместимости данных полигонов хватит минимум на ближайшие три года,— заявили “Ъ” в министерстве ТЭКа и ЖКХ Краснодарского края.— Планируется, что за указанный период будут реализованы инвестиционные проекты по реконструкции и строительству новых современных мощностей». В Забайкальском крае сейчас действует только один полигон твердых бытовых отходов. Он располагается у города Краснокаменска и рассчитан до 2023 года. «В территориальной схеме предусматривается строительство семи полигонов, включая новый у Краснокаменска,— сообщили “Ъ” в отделе охраны окружающей среды минприроды Забайкальского края.— Мы пытаемся получить деньги на проектирование из федерального бюджета. Наш регион дотационный, и мы, к сожалению, не можем взять эти расходы на себя». Начальник отдела государственного экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области Наталья Морозова заявила “Ъ”, что Колыме мусорный коллапс не грозит. «Ситуацию нельзя назвать критичной в связи с тем, что мощности магаданского полигона ТКО на перспективу позволяют размещать отходы еще длительное время»,— сказала она. По ее словам, в рамках госконтракта в настоящее время в регионе проектируются современные комплексы по обработке и утилизации ТКО. Межмуниципальный полигон будет расположен между Магаданом и поселком Ола, также в каждом городском округе будут организованы мобильные установки для утилизации мусора. Оговоренный контрактом срок выполнения — к 25 декабря 2022 года.
Впрочем, в министерстве природных ресурсов и экологии Омской области подтвердили “Ъ”, что в регионе есть острая потребность в полигонах, соответствующих требованиям действующего законодательства. Единственным таким легитимным объектом является полигон на территории Называевского района. Его мощность (3,5 тыс. тонн в год) не позволяет осуществить размещение всего объема образующихся ТКО, сообщили в министерстве. Власти Омской области направили в адрес Минприроды РФ перечень из 32 свалок, которые не имеют лицензии: «При условии согласования Минприроды России эти объекты позволят осуществлять легитимное размещение всего объема ТКО до 1 января 2023 года».
«На территории Якутии находится 468 объектов размещения ТКО, из них только 7 зарегистрированы в Государственном реестре объектов размещения отходов. В регионе практически отсутствует инфраструктура по обработке, обезвреживанию и утилизации ТКО. «Наиболее острая потребность в создании необходимой инфраструктуры испытывает город Якутск, где сосредоточены самые крупные источники образования ТКО,— сообщили “Ъ” в министерстве ЖКХ Якутии.— Действующий полигон города Якутска эксплуатируется с 1968 года и на сегодняшний день морально устарел и исчерпал свои ресурсы. В связи с этим требуется строительство нового современного полигона, отвечающего всем экологическим требованиям. Ввести в эксплуатацию новый полигон планируется в 2021 году. Помимо полигона планируется строительство мусороперегрузочной станции с элементами сортировки со сроком ввода в 2022 году». Там также говорят о необходимости финансовой поддержки со стороны федерального центра:
«Регионы ввиду своей специфики отстают в развитии инфраструктуры обращения с ТКО, и в условиях ограниченности средств самостоятельное решение без государственной помощи не представляется возможным».
В Сахалинской области функционируют только три полигона, внесенных в государственный реестр размещения отходов. Остальные свалки являются полулегальными, их работа продлена решениями судов. Одним из первых объектов схемы предполагался современный полигон для Южно-Сахалинска и соседних городов. Он был построен в 2018 году, но так и не запущен — сначала из-за отсутствия предусмотренной проектом станции сортировки, после из-за нарушений экологического законодательства. Сейчас его надеются запустить к 2023 году.
Крупный центр для сортировки отходов планировалось разместить рядом с селом Успенское, но против объекта выступили жители, и от него отказались.
Пресс-секретарь регионального оператора по обращению с отходами в Кабардино-Балкарии ООО «Экологистика» подтвердил “Ъ”, что с начала проведения мусорной реформы существенно увеличилось количество отходов, поступающих на полигон: «При сложившихся среднесуточных объемах отходов, поступающих на полигон «Урвань» (введен в эксплуатацию в мае 2013 года, был рассчитан на десять лет), сроки заполнения полигона ТКО сократятся на 20–25%. Более того, на этом полигоне планируется захоронение отходов с несанкционированной свалки города Тырныауз, что составит 13% от проектной мощности полигона, которое сократит сроки заполнения одной секции свалки еще на год».
Вполне очевидно, что пока есть возможность использовать нелегальные свалки, они будут использоваться, обращает внимание директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов: «Остаточная вместимость полигонов и их состояние — одна из ключевых проблем, догоняющая нас из прошлого века, и вряд ли кто всерьез рассчитывает, что ее удастся решить силами регионов. Она должна быть частью стратегии РФ по обращению с ТКО». При этом, по мнению господина Моргунова, «основной вектор» в решении проблемы отходов в России должен быть направлен не на увеличение вместимости полигонов или «сжигание с вытекающими экономическими и экологическими последствиями». «Очень важно понимать, что ключевое и самое главное звено — это уменьшение образования отходов и сортировка,— говорит он.— Стимуляция использования вторсырья, экоупаковка, отказ от одноразовой пластиковой посуды и прочие экотренды должны активно популяризироваться и приводить к уменьшению образования отходов, формировать экологическую гражданскую позицию».