СМИ послали сигнал SOS
Пресса в Татарстане добивается признания пострадавшей от коронавируса
В Татарстане затягивается принятие региональных мер поддержки для СМИ, которые потеряли до 90% доходов из-за пандемии коронавируса. Как сообщили “Ъ-Казань” в министерстве экономики республики, власти ожидают, что прессу включат в перечень наиболее пострадавших отраслей на федеральном уровне. Такое письмо по инициативе Союза журналистов Татарстана в адрес правительства РФ уже направил президент республики Рустам Минниханов. Опрошенные “Ъ-Казань”участники рынка считают, что власти «экономят бюджет», а потому не торопятся поддерживать СМИ и малый бизнес в целом.
Президент Татарстана Рустам Минниханов обратился к и.о. премьер-министра РФ Андрею Белоусову с просьбой включить сферу деятельности СМИ в перечень отраслей российской экономики, наиболее пострадавших в результате распространения COVID-19. Копия этого письма есть в распоряжении “Ъ-Казань”.
«Резкое падение доходов региональных СМИ может спровоцировать приостановку и даже прекращение их деятельности, что приведет к ухудшению информационного обеспечения граждан, лишит органы власти действенных каналов коммуникации с населением и может повлиять на общественно-политическую стабильность и безопасность»,
— указал господин Минниханов. По его словам, региональные СМИ «работают при значительном снижении объемов рекламного рынка (до 90%)». Он напомнил, что местные издания существенную часть доходов получали от предприятий, которые «на сегодня прекратили либо приостановили свою деятельность». Также в результате ограничительных мер из-за коронавируса «снизились объемы розничных продаж периодических изданий, оказалось под угрозой проведение подписной кампании». В то же время господин Минниханов отметил «возросшую роль СМИ в организации оперативного информирования населения по социально значимым темам и актуальным вопросам».
Обращение в правительство РФ было инициировано Союзом журналистов Татарстана по итогам онлайн-встречи президента Минниханова с руководителями местных изданий в конце апреля. Тогда президент призвал СМИ «давать правильную, объективную информацию» в условиях пандемии коронавируса. При этом он отметил, что журналисты, «как и медики, должны быть на переднем плане»: «Настало такое время, когда у вас, пресса, самая объективная, самая правильная информация».
Союз журналистов предложил также предусмотреть иные меры поддержки для СМИ, которые могут быть приняты в том числе на региональном уровне. В частности, руководители СМИ попросили господина Минниханова освободить местные редакции от налогов, поступающих в региональный и муниципальные бюджеты или «хотя бы предоставить отсрочку на шесть месяцев с последующей выплатой этой суммы в течение 1-2 лет». Для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, ставка налога могла бы быть снижена до 1%, либо до 5% при объекте «доходы минус расходы», считают журналисты. Также СМИ ходатайствовали о льготах по налогу на недвижимость и налогу на землю (либо предоставить их арендодателям), об отмене авансовых платежей за электроэнергию, о «дополнительных объемах платной социальной рекламы». Среди других предложенных мер — субсидии на продвижение продукции, размещение печатных СМИ в крупных торговых сетях.
Глава Союза журналистов республики, гендиректор телерадиокомпании «Новый век» (ТНВ) и депутат Госсовета Ильшат Аминов сообщил “Ъ-Казань”, что предложения журналистов были направлены господину Минниханову 28 апреля. По его словам, проработку предложений поручили министерству экономики региона.
Однако в пресс-службе Минэкономики сообщили “Ъ-Казань”, что решение о введении региональных мер поддержки в Татарстане пока не принято. В республике рассчитывают, что телерадиовещательные организации, печатные издания, рекламные компании и предприятия книжной индустрии включат в перечень наиболее пострадавших от пандемии. Тогда «господдержка, в числе прочего, будет предполагать освобождение от уплаты налогов и сборов в нынешнем году», отметили в министерстве.
В региональном министерстве указали, что сейчас для СМИ доступны такие федеральные меры поддержки, как снижение и отсрочка страховых взносов, льготные кредиты. Также они могут претендовать на меры, разработанные для малого бизнеса в республике. Речь идет о льготных займах (под 1% до двух лет, льготная ставка действует первые полгода) и субсидировании процентной ставки по действующим кредитам у банков. В министерстве не уточнили, в какие сроки могут быть приняты конкретные меры поддержки региональных СМИ, лишь пообещав, что обращение Союза журналистов будет рассмотрено.
Стоит отметить, что ряд государственных СМИ все же получат помощь от властей Татарстана — в виде обеспечения объемов подписки на докризисном уровне. В начале мая премьер-министр Татарстана Алексей Песошин завизировал постановление, согласно которому госорганы обязаны подписаться на второе полугодие 2020 года на газеты «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» (учредители — правительство и Госсовет республики), «Российская газета» (учредитель — правительство России), журнал «Собрание законодательства Республики Татарстан». Также в перечне фигурирует журнал «Казан утлары», издаваемый госхолдингом «Татмедиа». Издания должны поступить в том числе в образовательные учреждения, организации здравоохранения и культуры.
«СМИ надо включать в перечень отраслей, которые относятся к числу наиболее пострадавших. Эту инициативу высказывало и федеральные министерство. Но пока воз и ныне там, к сожалению»,— заявил “Ъ-Казань” шеф-редактор интернет-газеты «Бизнес Online» Алексей Брусницын. Он отметил, что «СМИ — не исключение из общего контекста», поскольку «весь малый бизнес себя плохо чувствует». Шеф-редактор предположил, что «наверное, власти бюджет экономят», потому что с ним «тоже непростая ситуация». По словам господина Брусницына, предложения, переданные господину Минниханову, «сохраняют актуальность», поскольку «у всего рекламного рынка падение доходов». В то же время он отметил тенденцию роста читательской аудитории у интернет-изданий: «Жизненная потребность сейчас понимать, что происходит».
Владелец портала «Время и деньги» Юрий Алаев соглашается, что это «общая экономическая политика» в отношении всех отраслей. «Тут могут быть два объяснения: либо российская бюрократия в принципе не может работать оперативно, либо процесс затягивается намеренно». По словам господина Алаева, если частный бизнес «умрет», то «тогда не надо будет никому платить».