Red Wings пристегивает российские крылья
Авиакомпания начнет получать SSJ 100 уже до конца года
Подконтрольная «Ростеху» авиакомпания Red Wings будет использовать российские самолеты SSJ 100. Первые пять машин, по данным “Ъ”, могут поступить до конца 2020 года. Всего перевозчику планируется передать 60 SSJ 100 и 16 будущих МС-21. Airbus A320/321, которые Red Wings использует сейчас, останутся в парке. Источники “Ъ” полагают, что компания могла пойти на SSJ 100 для получения государственных гарантий выживания в кризис.
Авиакомпания Red Wings получит 60 самолетов SSJ 100 и 16 самолетов МС-21 (производятся Объединенной авиастроительной корпорацией, входящей в «Ростех»), заявил в интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер Юрий Борисов. Ранее было известно, что компания будет использовать новые среднемагистральные самолеты МС-21 после запуска серийного производства.
Сегодня в парке компании четыре Airbus A320 и десять Airbus A321. Источник “Ъ” в Red Wings говорит, что разрешение на работу с Airbus было получено с расчетом на то, что перевозчик раскатает направления, на которых впоследствии будут летать МС-21. Предполагается, что первые МС-21 компания получит в 2022–2023 годах. При этом самолеты Airbus останутся в парке перевозчика, так как в условиях общего падения рынка «отдавать их некому».
По информации “Ъ”, если стороны найдут лизинговую компанию, которая профинансирует сделку, в 2020 году Red Wings получит первые пять самолетов SSJ 100.
Сегодня крупнейший эксплуатант SSJ 100 в России – «Аэрофлот», у которого 54 машины. С учетом падения пассажиропотока из-за пандемии коронавируса значительная часть судов простаивает. “Ъ” запросил комментарии «Ростеха» и выпускающей самолеты Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Источники “Ъ” на рынке авиаперевозок говорят, что еще год назад у Red Wings не было планов использовать SSJ 100. «Сегодня никто не понимает, насколько упадет пассажиропоток после отмены ограничений на передвижение. Никто не знает, насколько упадут доходные ставки. И никто не знает, сколько авиакомпаний останется на рынке через год. По всей видимости, Red Wings очень хочет выжить»,— полагает источник “Ъ” в одной из российских авиакомпаний.
Вопрос о том, на какие направления Red Wings будет ставить российские самолеты, учитывая, что пассажиропоток в обозримом будущем будет существенно ниже, чем в 2019 году, остается открытым, особенно с учетом сохраняющихся претензий к эффективности самолета.
В правительстве признают проблемы SSJ: Юрий Борисов подчеркнул, что «репутационные риски, которые понес с недолжным ремонтом и эксплуатацией самолетов, в том числе SSJ 100, на определенном этапе "Аэрофлот", недопустимы». SSJ 100 получил на рынке репутацию капризной машины из-за частых неисправностей, в основном связанных с двигателями. При этом ремонт и обслуживание самолета затягивалось из-за нехватки комплектующих, из-за чего его средний налет в сутки оставался существенно ниже, чем у западных машин.
Вице-премьер отметил, что для обеспечения экономической эффективности предполагается субсидировать использование российских самолетов.
«Заодно эта компания будет обладать определенными преференциями, о которых я говорил,— это субсидирование лизинговых платежей, субсидирование стоимости эксплуатации летного часа, субсидирование стоимости билетов на Дальний Восток и в Сибирь»,— подчеркнул он, добавив, что именно в этих регионах будут использоваться российские самолеты.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что ближнемагистральные SSJ 100 (вмещают 100 пассажиров, тогда «как Airbus A320/321 — 180-220 человек) в условиях падения пассажиропотока могут быть эффективнее среднемагистральных лайнеров.
«Издержки при эксплуатации более легкого и расходующего меньше топлива самолета — ниже. Но для того, чтобы это преимущество реализовать, интенсивность эксплуатации SSJ 100 должна приближаться к показателям среднемагистральных самолетов на сопоставимой маршрутной сети, что само по себе задача нетривиальная»,— говорит эксперт.
Господин Пантелеев добавил, что масштабный рост парка создаст Red Wings несколько проблем, среди которых подготовка пилотов и поиск провайдеров техобслуживания российских самолетов. По его словам, авиакомпания Red Wings получит те самолеты, которые были возвращены предыдущими эксплуатантами либо не поставлены заказчикам. «До настоящего времени самые масштабные меры поддержки лизинга распространялись на новые SSJ 100. Лизинговый платеж за новый самолет был для авиакомпании всего на 15-20% выше, чем за трех- пятилетний. Из-за этого ремаркетинг самолета был практически невозможен. Принимаемые сегодня новые меры господдержки кардинально меняют ситуацию»,— сказал он.