Нацпроизводители войдут в долю
Поправки о квотировании закупок добрались до Белого дома
Минпромторгу удалось согласовать с коллегами по правительству поправки, ограничивающие иностранных конкурентов при закупках для государства и госкомпаний за счет введения квот для национальных производителей. Поправки уже направлены в комиссию Белого дома по законопроектной деятельности — впрочем, вчера их рассмотрение не состоялось. Причиной этого могло стать игнорирование авторами инициативы замечаний государственно-правового управления президента о ее несоответствии нормам ЕАЭС и ВТО.
Как выяснил “Ъ”, Минпромторгу удалось согласовать с Минфином, Минэкономики и ФАС законопроекты о правке законов о закупках государства (ФЗ-44) и госкомпаний (ФЗ-223), которыми вводится обязательная доля закупок у российских производителей. Вчера эти проекты должны были рассматриваться на заседании комиссии Белого дома по законодательной деятельности, однако, как сообщили “Ъ” в правительстве, этого не произошло.
Напомним, идея квотирования закупок уже более года лоббируется «военно-промышленным блоком» правительства: вице-премьер Юрий Борисов и Минпромторг объясняли необходимость ограничения конкуренции с иностранными поставщиками защитой внутреннего рынка и необходимостью диверсификации предприятий ОПК и повышения их доли в выпуске высокотехнологичной продукции (см. “Ъ” от 28 и 30 августа). В Минфине эти инициативы критиковали за усложнение закупочного законодательства в условиях наличия в нем уже работающих механизмов поддержки нацпроизводителей, таких как «третий лишний» и ценовые преференции. Свои замечания были у ФАС.
Процесс снятия разногласий начался с обновлением состава правительства.
В результате доработки проекты существенно изменились — вместо единой обязательной доли закупок правительство будет определять перечни квотируемых товаров и устанавливать для них квоты (что потребует дополнительных согласований по каждому проекту).
Разработкой перечней займется Минпромторг, также ведомство определит порядок выполнения квот заказчиками и принципы ценообразования.
Как следует из материалов к проектам, содержащиеся в них бланкетные нормы стали предметом критики Института законодательства и сравнительного правоведения. В заключении к проектам юристы также отметили отсутствие причинно-следственной связи между введением квот и выполнением цели по диверсификации. В государственно-правовом управлении (ГПУ) президента указали, что, с одной стороны, оценка эффективности нового преференциального режима для нацпроизводителей затруднена из-за отсутствия конкретного перечня квотируемой продукции, с другой — что введение преференций для госзаказчиков противоречит нормам ЕАЭС. Кроме того, квотирование закупок госкомпаний не может быть реализовано из-за обязательств России перед ВТО в части предоставления равных условий для местных и иностранных товаров. В итоге ГПУ настаивало на доработке поправок к ФЗ-44 и не поддержало изменения в ФЗ-223. Эти замечания, однако, не были учтены авторами проектов — что и могло стать причиной того, что вчера документы не были рассмотрены законопроектной комиссией.
Отметим, что действующее законодательство не ограничивает Минпромторг в расширении поддержки отдельных поставщиков РФ: согласно опубликованному на regulation.gov.ru проекту постановления, ведомство намерено ввести запрет закупки иностранной электронной продукции, в том числе для безопасности критической инфраструктуры,— такие изъятия можно делать из норм ЕАЭС на срок до двух лет. Одновременно министерство установит перечень продукции, не подпадающей под запрет,— закупать такие товары можно будет с его разрешения и с применением правила «второй лишний» (при наличии хотя бы одного поставщика из РФ иностранный к участию в закупке не допускается).