«Байкал» разольют в суде
Вокруг исключительных прав на марку начинается спор
В России обостряется борьба вокруг одного из самых известных брендов напитков — «Байкал». Структура, связанная с «Аквалайф» («Напитки из Черноголовки»), оспаривает регистрацию права на наименование места происхождения товара (НМПТ) воды со словом «Байкал», которым сейчас владеет только компания бывших топ-менеджеров «Реновы» Виктора Вексельберга. Регистрация НМПТ создает риски для «Аквалайф», в портфеле которой есть газированный напиток «Байкал».
ООО «Байкал» обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании незаконным заключения Минсельхоза от августа 2019 года, следует из картотеки дел. Речь идет о заключении, которое послужило основанием для регистрации НМПТ «вода природная питьевая, добываемая в озере Байкал», подтвердили “Ъ” в Минсельхозе. Заявление там пока не получили. Предварительное заседание назначено на 3 июня. Как следует из ЕГРЮЛ, «Байкал» на 50% принадлежит самой компании, остальное у УК «Скай Кэпитал» Алексея Четвергова — гендиректора крупного производителя воды и безалкогольных напитков «Аквалайф» (бренды «Напитки из Черноголовки», Fantola и др.). В «Аквалайф» отказались от комментариев.
НМПТ «Вода природная питьевая "Байкал" глубинная» зарегистрировано в конце декабря 2019 года. Сегодня таким свидетельством обладает только Baikalsea Company, которая выпускает питьевую и минеральную воду Baikal Pearl, Baikal Reserve и Baikal 430m. Как сказано на сайте компании, ее единственный акционер — ООО «Байкал Холдинг». В этой структуре 53,28% принадлежит ООО «Реам Менеджмент» Михаила Сиволдаева — бывшего зампреда правления «Реновы» Виктора Вексельберга. Остальное у АО «Байкальская Глубинная» Максима Сурнина, который также работал в структурах «Реновы». Сама «Ренова» владела 47% «Байкал Холдинга» до января 2019 года. Представитель группы заявил “Ъ”, что та давно не имеет отношения к этому бизнесу.
Источник “Ъ”, знакомый со спором, говорит, что ООО «Байкал» не согласно с выдачей НМПТ: в отличие от «Нарзана» и «Ессентуков», у такой воды нет одной скважины с конкретными характеристиками. При этом присвоение НМПТ может лишить другие компании права регистрации новых брендов в категории со словом «Байкал», пояснил он.
Партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко подтверждает, что товарный знак «Байкал» для однородных товаров вроде безалкогольных напитков другим компаниям теперь не зарегистрируют.
ООО «Байкал» также владеет комбинированным общеизвестным товарным знаком (ОТЗ) с изображением озера и словом «Байкал», под которым выпускается газированный напиток. По данным Nielsen, за первую половину 2019 года 98,71% продаж напитков под брендом «Байкал» приходилось на продукцию «Аквалайф». Заместитель заведующего кафедрой административного и финансового права МГИМО МИД России Ольга Кривельская считает, что ООО «Байкал» как владелец ОТЗ опасается претензий, так как одноименный напиток, маркируемый обозначением, совпадающим с НМПТ, не обладает особыми свойствами, указанными в свидетельстве.
Максим Сурнин заявил “Ъ”, что в компании незнакомы с сутью иска, поскольку не являются стороной в деле. Но если Baikalsea Company станет известно, что какие-то иные компании начнут выпускать воду под брендом «Байкал», используя не глубинную воду из озера, Baikalsea Company намерена защищать свои права, добавил он.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что у некоторых потребителей бренд «Байкал» больше ассоциируется с газированным напитком, а название связано именно с советским рецептом.
Логично, что «Аквалайф» как основной производитель этого напитка в России опасается потери возможности его производства в связи с регистрацией НМПТ, указывает он. Владелец агентства Kaufman Станислав Кауфман отмечает, что известность бренда «Байкал» позволяет не делать инвестиции в продвижение продукта. По словам Николая Зайченко, структуре «Аквалайф» придется сначала доказать в суде незаконность или недостоверность заключения Минсельхоза, а потом на этом основании уже обратиться с заявлением о прекращении регистрации НМПТ.