Халифа Хафтар потерял авиабазу и «Панцири»
Триполи собирает доказательства нарушения оружейного эмбарго со стороны союзников фельдмаршала
Правительство национального согласия (ПНС), контролирующее Триполи, объявило в понедельник о новой крупной победе, одержанной над Ливийской национальной армией во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром. Среди трофеев на захваченной военной базе Эль-Ватыя оказался зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Панцирь», который попал в Ливию через ОАЭ. Сразу после этого в ПНС заявили о намерении представить Совету Безопасности ООН свидетельства нарушения международного эмбарго на поставки оружия в Ливию «со стороны отдельных государств».
«С гордостью объявляем об освобождении нашими силами военной базы Эль-Ватыя от преступных банд. База станет еще одним освобожденным пунктом на западном побережье. Мы полностью контролируем базу. Этот успех еще не означает конца битвы, но как никогда приближает нас к великой победе»,— заявил в понедельник глава ПНС Файез Саррадж, объявляя о взятии авиабазы Эль-Ватыя в 130 км к юго-западу от Триполи, неподалеку от границы с Тунисом. База с 2014 года находилась в руках Ливийской национальной армии (ЛНА). Предыдущая крупная победа сил ПНС была одержана в середине апреля, когда им удалось установить контроль над побережьем на западе Ливии от Мисураты до границы с Тунисом.
Напомним, что за власть в Ливии борются две основные силы — Правительство национального согласия и Ливийская национальная армия. В апреле прошлого года силы Хафтара начали наступление на Триполи, но так и не смогли взять город, хотя остановились на самых подступах к ливийской столице. С декабря военную поддержку ПНС на основании официального соглашения, заключенного с Триполи, оказывает Турция. Анкара начала переброску в Ливию не только своих военных, но и бойцов сирийской оппозиции. ЛНА негласно помогают Египет и ОАЭ.
Триполи также утверждает, что на стороне сил Хафтара воюют наемники из Судана, Чада, Сирии и российская «ЧВК Вагнера».
В конце апреля фельдмаршал Хафтар объявил о решении взять на себя всю полноту власти в стране, но для того, чтобы воплотить свой план не на словах, а на деле, ему нужно было установить контроль над Триполи.
Битва за Эль-Ватыю шла с середины апреля, силы ПНС осуществили как минимум три попытки штурма авиабазы. Последнее сражение началось рано утром в понедельник с массированных воздушных ударов, затем последовала наземная операция. Теперь в планах Триполи потеснить ЛНА из населенного пункта Тархуна в 80 км к югу от ливийской столицы.
Представители ПНС утверждают, что после взятия авиабазы обнаружили на ней склады с боеприпасами, оружием и военным оборудованием, в том числе российский ЗРК «Панцирь», попавший в Ливию через ОАЭ. В минувшие выходные Триполи отчитался об уничтожении еще двух аналогичных ЗРК. В ливийских СМИ также появилась и другая информация о закупках ОАЭ для сил Хафтара.
Со своей стороны, представители оперативного командования операции «Аль-Карама», которую ведет ЛНА с 2014 года, назвали потерю авиабазы «спланированным тактическим отступлением без особых потерь, а не бегством». На странице пресс-центра оперативного командования операцией в соцсетях утверждается, что тысяча транспортных средств, бронетехника, самолеты, системы противовоздушной обороны и полевой госпиталь были выведены с базы, и силы ПНС не нашли ничего, кроме поврежденного ЗРК и авиационного лома, лежащего там еще с 1980 года. Подчеркивается, что «база не имеет военного значения в настоящее время». Официальный представитель ЛНА Ахмед аль-Мисмари дистанцировался от этих заявлений.
«Если бы база не имела военного значения, то туда не перебросили бы "Панцири". На этой базе держался западный фронт сил Хафтара под Триполи, с нее осуществляли боевые вылеты вертолеты и беспилотники. Теперь Хафтар практически полностью потерял контроль над западом Ливии и возможность отрезать ПНС от границы с Тунисом, блокаду Триполи теперь не осуществить. Единственное, что осталось сделать ПНС, чтобы обезопасить Триполи,— это взять только Тархуну»,— сказал “Ъ” эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов.
Эксперт также отметил, что в отличие от Турции, которая планомерно реализовывала план по поддержке Триполи, ОАЭ слишком поздно спохватились, когда решили развернуть «Панцири» на Эль-Ватые.
После взятия трофеев внешнеполитическое ведомство ПНС пообещало представить Совету Безопасности ООН доказательства нарушения оружейного эмбарго в отношении Ливии со стороны отдельных государств, поддерживающих ЛНА. Представитель МИДа Мухаммед аль-Джиблави подчеркнул, что задокументированные доказательства «поставят в неловкое положение сторонников Хафтара, особенно ОАЭ, Египет и Иорданию». По его словам, ПНС уже удалось помешать «поддержке сил Хафтара со стороны Франции», когда в прошлом году вскрылись факты продажи принадлежащих французской армии американских противотанковых ракетных комплексов Javelin. Одновременно с этим глава МИД ПНС Мохаммед Сияла пообещал, что нарушения со стороны сил Хафтара будут рассматриваться в Совете Безопасности ООН и комитете по санкциям.
Вопрос о соблюдении оружейного эмбарго в отношении Ливии — один из самых острых на площадке Совбеза ООН. Каждая из сторон конфликта жалуется на нарушение эмбарго. Только на прошлой неделе главы МИДов пяти стран — Египта, Кипра, Греции, Франции и ОАЭ — осудили вмешательство Турции в ливийский конфликт и призвали Анкару соблюдать оружейное эмбарго, а также прекратить переброску иностранных боевиков из Сирии в Ливию. Практически одновременно с этим Файез Саррадж заявил в интервью итальянской газете Corriere della Sera, что операция военно-морских сил ЕС IRINI создает преимущества для ЛНА, так как ее зона действия — Средиземное море, тогда как силы Хафтара получают вооружение и боеприпасы «по земле и по воздуху». «Вкратце суть наших возражений: наши порты будут находиться под контролем, наши войска будут ущемляться, тогда как места посадки самолетов Хафтара будут свободны для принятия любой помощи, а его войска — для использования любого вида военного подкрепления»,— сказал он. В эффективности операции IRINI сомневаются и в Москве, хотя именно Россию на Западе обвиняют в поставках вооружения силам Хафтара. Обвинения в адрес Москвы звучат также со стороны Триполи и Анкары. При этом именно вместе с Турцией в начале года Россия попыталась найти компромисс между ПНС и ЛНА. Однако их план о прекращении огня, как и договоренности, достигнутые после международной конференции по Ливии в Берлине, так и не был реализован.
Примечательно, что именно в понедельник, после поражения ЛНА и победы ПНС, президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган решили обсудить в телефонном разговоре ситуацию в Ливии и Сирии. «Отмечена необходимость скорейшего возобновления бессрочного перемирия и межливийского диалога на основе решений Берлинской международной конференции 19 января, одобренных резолюцией 2510 Совета Безопасности ООН»,— говорится в заявлении Кремля по итогам беседы.