«Придется жить в условиях всеобщей консервации»
Дмитрий Дризе — о ситуации с коронавирусом в России
Ситуация с коронавирусом в Подмосковье стабилизировалась, по крайней мере так считает губернатор региона Андрей Воробьев. По его словам, на прошлой неделе было зафиксировано наибольшее число госпитализаций, но рекорд был поставлен и по числу выписок. С понедельника в Подмосковье заработали промышленные предприятия и стройки. Об улучшении ситуации говорят и в федеральном правительстве. Премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что к снятию режима самоизоляции готовы 27 российских регионов. В то же время эпидемиологическая ситуация серьезно обострилась в Дагестане, ситуацию взял на контроль лично Владимир Путин. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе призывает не спешить объявлять о победе над болезнью.
Премьер Михаил Мишустин и его заместитель Татьяна Голикова сообщили стране, что ситуация с коронавирусом улучшается. Конечно, об окончании пандемии говорить пока рано, но есть некоторая позитивная динамика. В частности, за минувшую неделю темп прироста новых случаев уменьшился на 23,4%. В Москве и Подмосковье — аж на 42,6%. 27 российских регионов готовы к снятию карантинных ограничений.
В свою очередь главный санитарный врач России Анна Попова подтвердила, что некоторое снижение действительно есть. Однако многое будет зависеть от того, как россияне провели майские праздники. Как мы знаем, граждане не были столь дисциплинированными и не очень слушали рекомендации властей. Так что статистика вполне может ухудшиться. Кроме того, Владимир Путин только что проводил совещание по Дагестану, где дела идут совсем не лучшим образом. Даже пришлось задействовать силы МЧС и Минобороны.
Где гарантия того, что житель неблагополучного региона не привезет инфекцию в те 27 относительно чистых субъектов? Цифры — это, конечно, хорошо, но есть еще и жизненные реалии. А они таковы, что ослабь сейчас изоляцию и кривая вполне может резко пойти вверх. Более того, велик риск, что все усилия по удержанию населения дома могут оказаться напрасными. Это и есть главная проблема. Именно так можно интерпретировать слова Поповой о майских праздниках.
К тому же угроза же идет не только от COVID-19, есть и пневмония, и другие заболевания — здравоохранение по-прежнему работает в условиях перегрузки. И это еще мягко сказано. При этом многие экономические субъекты порой совершенно не готовы к работе в новых условиях — не могут обеспечить ни социальную дистанцию, ни дезинфекцию помещений, ни масочный и перчаточный режим. Пример: сразу два торговых центра в Санкт-Петербурге закрылись, не успев открыться, — не обеспечили.
В целом ситуация видится таким образом: пока не появится вакцина, говорить о победе над эпидемией не представятся возможным — это очевидно, мало ли что вирус может еще выкинуть.
Это подтверждает и иностранный опыт: после ослабления карантина фиксируются новые вспышки заболевания. Когда появится вакцина, сказать не может никто. Но это дело явно не ближайших дней и даже месяцев.
Ну а если так — планировать наперед какие-либо большие мероприятия (такие как, например, голосование по поправкам к Конституции) очень проблематично. Да и выборы проводить в целом, пусть даже по почте и в электронном виде, также представляется крайне затруднительным. Вообще ничего нельзя планировать. Нет 100% гарантии, что где-то чего-то вновь не подскочит. Это касается и бытовых нужд, например, отпусков, каких-то больших, да и малых покупок. Никто вам сейчас не скажет, каким будет завтрашний день.
Похоже, придется продолжительное время жить в условиях всеобщей консервации, заморозки. По крайней мере, большая политика точно встает на паузу. Нельзя сказать, что это плохо, может быть, это и к лучшему — будет время многое переосмыслить, найти новые подходы. Кризис ведь — это очищение. Так что не следует торопиться объявлять о победе над коронавирусом, разве что настроение как-то поднять электорату, чтобы надеялся. Поспешность может дорого обойтись. И совсем бы не хотелось, чтобы для победы подгоняли статистику. Так ведь хуже будет. Проблем так много, что решить их с налета уже не получится. Постепенно, не спеша преодолевать трудности с оценкой последствий, — иного выхода пока не просматривается.