Пандемия прошлась по малому бизнесу
Почему в России закрываются малые предприятия и сокращается число ИП
Из-за режима самоизоляции за последние два месяца в России закрылось больше 30 тыс. индивидуальных предпринимателей, — такие данные приводит разработчик программного обеспечения «СКБ Контур». Также уменьшилось число малых компаний, почти на 100 тыс. При этом аналитики отметили, что сокращение количества юридических лиц — это давний тренд. А вот число индивидуальных предпринимателей постоянно росло. И только после введения режима самоизоляции стало снижаться.
Больше всего пострадали компании в сферах оптовой торговли, организации азартных игр и туристических услуг. Первый вице-президент ассоциации «Опора России» Владислав Корочкин считает, что количество ИП будет сокращаться и дальше:
«Это общая тенденция, которая наблюдалась в связи с целым рядом вещей: бизнес-климат не изменился, регуляторика практически осталась той, которая была, теперь на все это наложился кризис, связанный, первое, — с изменением курса национальной валюты и, второе, — пандемией. В этих условиях практически однозначно количество малых компаний уменьшится. ИП, которые подпадают под ОКВЭД, тоже могли воспользоваться мерами поддержки, но только при условии, что они должны быть в перечне наиболее пострадавших отраслей, а их не так много, порядка 30».
“Ъ FM” попросил индивидуальных предпринимателей рассказать, как они переживают этот кризис и собираются ли ликвидировать свой бизнес:
Кристина Солиман, организатор развлекательных мероприятий: «Я закрыла свое ИП 1 марта в связи с тем, что, к сожалению, все мои программы в основном проходят офлайн. Сейчас перешли, конечно, в онлайн, но это мало клиентов, и это не покрывает расходов. Единственное, что удалось, сделать выплату максимальную 19,5 тыс. руб. по закрытию ИП — это биржа труда».
Екатерина Гаврюшина, руководитель компании по аренде оборудования: «По нашим ОКВЭД никаких субсидий, льгот не распространяется совершенно. Нам дали небольшие каникулы за счет того, что у нас хорошее взаимодействие с хозяевами территории, на которой находится склад. Все наши должники также нам не платят деньги, потому что их сфера деятельности сейчас никак не задействована, они тоже простаивают. Поэтому мы сидим без денег».
Ольга Филатова, графический дизайнер: «Основные мои заказчики — это рестораны и кинотеатры. Заказов не стало, оплаты тоже получить очень-очень сложно, потому что никто не работает. Естественно, у компаний нет выручки. Подрядчики в виде меня в списке оплат, естественно, стоят самые последние. Мысли на тему того, чтобы заняться ликвидацией ИП, уже появились».
Сами предприниматели, по итогам опроса компании «Мегаплан», самой пострадавшей отраслью называют ресторанный бизнес. За этот вариант ответа проголосовало почти 83% респондентов.