Обвинения предъявили под антивирусные гарантии
Герману Лиллевяли насчитали ущерб от махинаций в $150 млн
Получив от руководства следственного управления (СУ) УМВД по Северо-Западному округу Москвы письменные заверения в соблюдении мер безопасности в условиях пандемии коронавируса, адвокаты пяти менеджеров ООО «Анкор Инвест» явились к следователям для участия в процедуре предъявления своим подзащитным обвинения в окончательной редакции. По версии следствия, все пятеро входили в преступную группу, созданную главой холдинга GL Financial Group Германом Лиллевяли, похитившим около $150 млн средств инвесторов. Однако адвокаты утверждают, что их подзащитных сделали крайними, в то время как глава холдинга, скрывающийся на Кипре, не объявлен даже в международный розыск.
По делу о хищении средств инвесторов в настоящий момент проходят пятеро менеджеров среднего звена компании «Анкор Инвест», в том числе Владимир Михайлов и Артем Лаптев. Всем им было предъявлено окончательное обвинение в хищении путем мошенничества группой лиц в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Другие же предполагаемые участники преступной группы, включая Германа Лиллевяли и начальника его охраны, покинули Россию. В связи с этим расследование в их отношении должно быть выделено в отдельное производство.
Напомним, что изначально адвокаты отказались участвовать в этом следственном действии, полагая, что в УМВД не проводятся мероприятия по защите от коронавируса.
Однако в итоге им удалось добиться от полиции определенных гарантий того, что у посетителей измеряют температуру, установлены дозаторы с антисептиком для дезинфекции рук, в здании проводятся регулярные влажные уборки и проветривания, а заодно соблюдается «социальная дистанция» между следователями, фигурантами дел и адвокатами.
Однако адвокаты обвиняемых утверждают, что следствие не принимает действенных мер по розыску. «Чтобы послать международный запрос о задержании Лиллевяли, в России необходимо вынести постановление о заочном заключении под стражу, а перед этим предъявить заочное обвинение,— пояснил “Ъ” адвокат Артема Лаптева Сергей Ахундзянов.— Но, по данным защиты, этого сделано так и не было».
Тем не менее следствие считает, что обвиняемые, вступив в 2013 году в сговор с Германом Лиллевяли и «другими неустановленными лицами» и устроившись на работу в принадлежавшие GL ООО «Столичная финансовая группа» и ООО «Анкор Инвест», заключили несколько десятков «клиентских договоров» на полтора миллиарда рублей. При этом они уверяли всех в надежности управления активами, поскольку группа GL, в отличие от конкурентов, специализировалась «на нейтральных к рынку стратегиях». В частности, так называемой парной торговле, когда часть акций в управляемом пакете продавалась, а другая приобреталась. Это позволяло сохранять его цену даже в случае падения курса. За пять лет двум ООО удалось привлечь более $150 млн (около 9 млрд руб.).
Причем в списках инвесторов фигурировали известный режиссер Никита Михалков, вратарь ФК «Локомотив» сборной России по футболу Маринато Гильерме, политолог Дмитрий Орлов, а также целый ряд известных бизнесменов.
Большая часть привлеченных средств, по указанию руководства GL, была размещена на Interactive Brokers — крупнейшей брокерской площадке США, однако оттуда в Россию средства так и не вернулись.
Проблемы у Столичной финансовой группы и в «Анкор Инвесте» возникли в конце 2017 года, когда GL стала задерживать возврат инвестиций клиентам. Руководство GL объясняло это постоянными проблемами с банками, которые обслуживали переводы от американского брокера на счета российской компании. А в апреле 2018 года стало известно, что господин Лиллевяли, выйдя из состава учредителей ООО, перестал выходить на связь с инвесторами, переведя все общение с ними через российские и зарубежные СМИ. Там он уверял клиентов, что деньги находятся в полной сохранности, но из-за временных трудностей он не имеет возможности их вернуть.
После возбуждения в октябре 2018 года по заявлениям клиентов уголовного дела в июне 2019 года полицией были задержаны пять из шестидесяти клиентских менеджеров, проходящие ныне обвиняемыми по делу. Но в качестве похищенного им вменили в вину не 9 млрд, а 1,5 млрд руб.— привлеченных ими денег по нескольким десяткам клиентских договоров.
Как пояснил “Ъ” адвокат Сергей Ахундзянов, это объясняется тем, что многие крупные инвесторы не стали подавать заявления в полицию о совершенном в отношении них мошенничестве. Якобы они теперь пытаются достать свои деньги со счетов Германа Лиллевяли с помощью служб безопасности, а также дружественных банковских, коммерческих и юридических иностранных структур.
Тем временем находящиеся на подписке о невыезде клиентские менеджеры отказались признать свою вину. «При расследовании данного дела наши клиенты и их адвокаты представили следователю несколько сотен страниц финансовой и иной документации, из которой можно понять, где именно и на каких счетах находятся деньги инвесторов,— пояснил “Ъ” господин Ахундзянов.— Но следователь, ознакомившись с ними, не задал нам никаких вопросов». Также адвокат уверяет, что по делу не были проведены необходимые в таких случаях экономическая, бухгалтерская и иные экспертизы. «Нас обязаны были с ними знакомить, если таковые проводились,— заявил адвокат.— Но мы их так и не видели».
Странно и то, считает защитник, что следствие не торопится с привлечением к ответственности и розыском не только Германа Лиллевяли, но и целого ряда иных лиц, которые принимали участие в руководстве GL.
По мнению адвоката, к ним относится прежде всего брат Олега Лиллевяли Игорь, являющийся соучредителем и гендиректором «Анкор Инвеста». Не привлекли к ответственности и главного бухгалтера компании, а также руководителя ее депозитария. «Назначив наших подзащитных "стрелочниками", следствие не учло показаний многих свидетелей, которые утверждают, что Герман Лиллевяли не имел привычки делиться с кем-то своими планами, обычно ставя сотрудников перед фактом принятого им решения»,— считает адвокат Ахундзянов.
В свою очередь, адвокат Владимира Михайлова Дмитрий Васильев сообщил, что защитники представили следствию 40 тыс. копий электронных писем, из которых можно понять, кто распоряжался деньгами, но их никто не стал исследовать.
Касаясь финансовых проблем у GL, адвокаты заявили “Ъ”, что одной из их причин могли стать непомерные расходы руководства холдинга на частную московскую клинику, не приносившую до последнего момента никакой прибыли. На ее содержание было потрачено свыше миллиарда рублей.