Торг здесь бесконтактен

Что готовят лондонские аукционы «Русской недели»

Традиционная «Русская неделя», которую проводят в Лондоне крупнейшие аукционные дома, преобразилась в соответствии с текущими обстоятельствами. Она потеряла одного участника (дом Bonhams исключил аукцион из расписания), перешла в онлайн-формат и растянулась почти на три месяца. Рассказывает Олег Краснов

Фото: Владислав Содель, Коммерсантъ

Для арт-рынка скоропостижный переход в онлайн, как следствие мировой пандемии, стал если не трагедией, то испытанием на прочность. Конечно, от закрытия общественных пространств и введения карантинных мер пострадали все, от галерей, организаторов арт-ярмарок и аукционных домов до коллекционеров и художников. Но те, кто еще в безоблачный период успел вложиться и в той или иной степени развить собственные интернет-проекты, смогли продолжить бизнес и за закрытыми дверями. Это и многие международные галереи, создававшие на сайтах viewing rooms, где в 3D-формате можно было рассмотреть выставленные на продажу произведения в виртуальной комнате; и ярмарки — Art Basel в Гонконге был впервые проведен онлайн в марте; и, конечно, аукционные дома.

Последние к переходу в виртуальное пространство были готовы, вероятно, лучше всех — тяжеловесы Christie’s и Sotheby’s проводят онлайн-аукционы девять лет и четыре года соответственно, так что сменить формат для них не составило труда.

Впрочем, и для них крупные потери в нынешних условиях оказались неизбежны: торги в интернете, как правило, не включают лоты-миллионники, а все вечерние аукционы, на которых выставлялись самые крупные и дорогостоящие произведения, были отменены.

В таких условиях лондонская «Русская неделя», проходившая в конце мая—начале июня с участием четырех домов, фактически развалилась. Bonhams сошел с дистанции и отменил торги. MacDougall’s, впервые вышедший в онлайн, решил опередить всех и запустил аукцион с 30 апреля по 16 мая. При наличии нескольких значительных лотов — например, масштабной марины Михаила Ткаченко «Встреча царя Николая II и президента Французской Республики Армана Фальера в гавани Шербур 31 июля 1909 года» из коллекции самого экс-президента Фальера (£80–120 тыс.) и «Лужников» Валерия Кошлякова (£35–50 тыс.) — ставки шли вяло, а в день завершения торги и вовсе сорвались. По официальной версии, представленной в видеообращении владелицей дома Екатериной Макдугалл, аукцион не состоялся по техническим причинам, но новой даты на момент выхода этой статьи так и не было объявлено.

Лучше всех к «неделе» оказался готов Sotheby’s: он сохранил и перенес в онлайн оба своих аукциона «Русская живопись» и «Русское декоративно-прикладное искусство, Фаберже и иконы». И к тому же практически уложился в привычный тайминг — торги пройдут 26 мая—2 июня и 9–17 июня соответственно.

Не все лоты удалось сохранить в числе участников, как рассказали “Ъ” в самом доме, часть вещей владельцы предпочли перенести на ноябрьские русские торги, которые ожидаются в привычном офлайн-формате, но найти впечатляющего хедлайнера аукциона удалось.

Им стал «Неаполитанский залив» Ивана Айвазовского, оцененный в £0,8–1,2 млн. Двухметровое полотно 1878 года с дрейфующими судами и ослепительным закатом происходит из семейной немецкой коллекции — предки владельцев в начале прошлого века занимались торговлей в России, где и приобрели картину. Работа появлялась на аукционе Koller в Цюрихе в 2008 году, тогда она была продана за 2 млн швейцарских франков.

Найдет чем козырнуть Sotheby’s и в разделе декоративно-прикладного искусства. Топ-лотами здесь станут серебряная икона Фаберже с царским провенансом — «Христос Вседержитель» с оценкой £60–80 тыс., оцененный в такую же сумму чайный сервиз с позолотой и перегородчатой эмалью работы Федора Рюкерта и целая коллекция серебра и фарфора из наследия князя Феликса Юсупова, найденная большевиками в тайнике его московского особняка.

Драгоценной утварью и ювелирными изделиями Фаберже блеснет и Christie’s, который будет принимать онлайн-ставки с 1 по 22 июля. В числе прочего дом предложит коллекционерам золотую брошь легендарного ювелира в форме божьей коровки с рубинами и бриллиантами (£20–30 тыс.), а также вариативный сет изделий из французской частной коллекции, связанной с историей русской эмиграции.

В живописной же секции в качестве главных лотов на сегодня фигурируют два полотна. Это кубофутуристический «Вид Тифлиса» Веры Рохлиной (£200–300 тыс.) и «Молодая крестьянка» Абрама Архипова из американской коллекции (£200–400 тыс.). Полный список лотов дом объявит ближе к торгам — сейчас все еще идут переговоры с владельцами произведений.

Вся лента