Невыплаты врачам стали уголовными
В Краснодарском крае возбуждено первое в России дело о задержках выплат в период пандемии
Следственное управление СКР по Краснодарскому краю возбудило уголовное дело о халатности по факту невыплаты компенсаций медикам города Армавира, которые три дня назад выложили в интернет ролик о том, что ни один сотрудник скорой помощи не получил ни копейки за работу в условиях пандемии COVID-19. Подозреваемые в уголовном деле не определены, но главный врач городской многопрофильной больницы Армавира уже уволен. Проверки по жалобам медиков проходят во многих регионах России, но уголовное дело возбуждено впервые. Между тем врачи и медперсонал продолжают не получать в полном объеме обещанные выплаты.
Следственное управление СКР по Краснодарскому краю сообщило о возбуждении уголовного дела о халатности (ч. 1 ст. 293 УК РФ) по факту невыплаты медикам из города Армавира стимулирующих надбавок за особые условия труда в период распространения коронавирусной инфекции. Следствие полагает, что ответственность за срыв выплат лежит на руководстве лечебного учреждения, сообщает ведомство. О конфликте в Армавире стало известно в минувшую субботу, 16 мая, когда сотрудники городской станции скорой помощи выложили в интернет видеоролик, где сообщили о том, что ни врачи, ни фельдшеры, ни медсестры, ни водители скорой в Армавире не получили компенсационных выплат: «Ни рубля, ни копейки»,— заявили медики. Накануне инициативная группа сотрудников городской станции скорой помощи направила обращение главе региона Вениамину Кондратьеву и прокурору края Сергею Табельскому (подписали 120 человек, копия имеется в распоряжении “Ъ”). Врачи жаловались на то, что они не обеспечены средствами защиты в достаточном количестве, обследования медиков на COVID-19 не проводятся, а выплаты надбавок за работу в условиях пандемии не производились вообще. При этом администрация региона еще 14 мая отчиталась о том, что выплаты в крае получили все врачи, работающие с больными коронавирусной инфекцией.
Сразу после появления в сети ролика с обращением медиков администрация края сообщила об увольнении главного врача ГБУЗ «Городская многопрофильная больница города Армавира» Сергея Смирнова. В понедельник, 18 мая, инцидент в Армавире обсуждался на краевом оперативном штабе. «Выплаты должны производиться не в отчетах, а в реальности. Врачи, которые рискуют своим здоровьем, должны получить все, что им полагается»,— сказал губернатор Вениамин Кондратьев. Вице-губернатор Анна Минькова доложила губернатору, что «в случае с Армавиром есть вина управленческого аппарата больницы. Главный врач в пятницу ввел минздрав в заблуждение, сообщив о полностью произведенных выплатах»,— заявила заместитель главы региона.
По данным инициативной группы медиков Армавира, на текущий момент произведены выплаты одиннадцати сотрудникам, остальным, как сообщает руководство больницы, средства будут перечислены в ближайшее время. Публикация видеоролика из Армавира вызвала большой общественный резонанс, в течение минувших выходных аналогичные видеообращения записали несколько коллективов больниц и станций скорой помощи в регионе. По всем фактам проводятся проверки прокуратуры и СКР.
Проверки СКР по фактам невыплат медикам находятся под личным контролем руководителя ведомства Александра Бастрыкина. По информации пресс-службы СКР, господин Бастрыкин потребовал от следователей максимально оперативной реакции на подобные факты и незамедлительного возбуждения уголовных дел при наличии на то оснований.
Между тем в Краснодарском крае сотрудники минимум трех больниц до сих пор не получили выплат, рассказал “Ъ” сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. По его мнению, возбуждение уголовного дела в Армавире «по признакам халатности», но не в отношении конкретного главврача может говорить о том, что фигурантами разбирательства станут не медработники, а сотрудники регионального минздрава. Господин Коновал также отметил, что «сигналы поступают из множества российских регионов», в том числе от главврачей, которые «до сих пор не понимают кому, сколько и за что именно должны заплатить».
«По-прежнему одним из бесспорных примеров остается Дагестан, где большинство медиков до сих пор не получили ни копейки,— рассказал Андрей Коновал.— Размер выплат и порядок их распределения понятен только со спецподразделениями стационаров, где медики работают исключительно с ковидными пациентами. Но при этом мы получаем множество обращений от медсестер, например, хирургических или приемных отделений. Эти сотрудники берут мазки на ковид, но им не платят, потому что отделение не специализировано под работу с коронавирусом. Такие сигналы поступают в том числе из Карелии и Подмосковья».
Господин Коновал также напомнил, что в первом постановлении правительства РФ №415 от 2 апреля, которое регламентировало выплаты медработникам говорилось о «группах риска» сотрудников, которым положены надбавки. Однако, что понималось под «группами риска» и как медики должны подтвердить свое в эти группы попадание, не регламентировано до сих пор. Второе постановление — №484 от 12 апреля — также не разъяснило положение о «группах риска», но при этом объяснило методику выплат.
«Но и, несмотря на это, казусов невероятно много: врачи скорой помощи, которые обслужили ковидного пациента 1 марта получат полную выплату в 25 тыс. рублей, но при этом некоторые регионы начинают считать выплаты условно с 15 марта, если первый подтвержденный случай был в середине месяца,— объяснил господин Коновал.— То есть бригада, обслужившая десять случаев с 15 марта, получит половину, так как эти случаи оказались во второй декаде, а бригада, обслужившая один случай, но в начале месяца — всю сумму целиком».
Следующим шагом в этой путанице станет череда уголовных дел по примеру Армавира, где, вполне вероятно, фигурантами станут не только чиновники, но и главные врачи: «Речь в этих делах пойдет о перекладывании ответственности, которая упрется в отсутствие внятной нормативной базы. О чем мы говорим, если в федеральных постановлениях и региональных актах значится точкой отсчета "первый случай коронавируса". В учреждении? В регионе? До середины апреля некоторые региональные минздравы ждали разъяснений центра, но не дождались и стали выплачивать по минутам и часам, опасаясь, что их обвинят в нецелевом расходовании средств».