Путешествие из Ленобласти в Петербург
Кирилл Поляков получил статус под патронажем вице-губернатора Максима Соколова
Председателем комитета по транспорту Петербурга с сегодняшнего дня назначен Кирилл Поляков, ставленник вице-губернатора Максима Соколова. Экс-глава ведомства Александр Головин, вероятно, останется работать в авиаотрасли региона. Господин Поляков начал политическую карьеру раньше своего патрона: еще в 2000-х годах он был председателем Законодательного собрания Ленобласти, Максим Соколов тогда был далек от госслужбы и возглавлял девелоперскую компанию «Корпорация С». Участники рынка положительно оценивают новое назначение, полагая, что предыдущий опыт работы в транспортной сфере позволит наладить с главой комитета конструктивный диалог.
О кадровых перестановках в Смольном вчера сообщила пресс-служба администрации Петербурга. С 20 мая Александр Головин покинет пост главы комитета по транспорту, на его место назначен Кирилл Поляков, ранее возглавлявший АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области». В аппарате Максима Соколова комментарии не предоставили. Как отметил Максим Соколов, у вновь назначенного руководителя ведомства обширный опыт реализации крупных транспортных проектов как общероссийского, так и международного уровней. Кирилл Поляков и Александр Головин от комментариев отказались.
Господин Головин возглавлял ведомство с 2015 года. Он окончил Академию гражданской авиации по специальности «Управление воздушным движением», работал в аэропорту Пулково, Сочи и Волгограда, а также в подразделении по борьбе с воздушным терроризмом КГБ. Несколько собеседников “Ъ” полагают, что Александр Головин останется в авиационной отрасли Петербурга и может перейти на работу в АО «Аэропорт Пулково» (государственная управляющая компания, контролирует соглашение о ГЧП) и авиакомпанию «Россия» (блокпакет принадлежит городской администрации). Источник “Ъ” в «России» говорит, что господин Соколов поднимал вопрос об изменениях в составе совета директоров авиакомпании.
Кирилл Поляков окончил Ленинградский технологический институт холодильной промышленности и Северо-Западную академию государственной службы по специальности «Юриспруденция». Его отец, Валентин Поляков, в прошлом основной владелец ОАО «Санкт-Петербургский молочный завод № 1 «Петмол» (сейчас подконтролен Danone), трудовую деятельность Кирилл Поляков начинал на этом производстве. В 2003–2007 годах Кирилл Поляков был спикером Законодательного собрания Ленинградской области. Один из собеседников “Ъ” считает, что именно тогда состоялось его знакомство с Максимом Соколовым, который работал в коммерческих структурах, связанных с девелопментом («Корпорация С» Василия Сопромадзе). С 2013 года господин Поляков — советник министра транспорта Максима Соколова, совмещал пост с позицией генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области». В портфеле проектов дирекции — концепции создания трамвайной линии от метро Дыбенко до Кудрово, развития велодорожек на границе России и Финляндии, строительство Широтной магистрали скоростного движения (также известная под названием Восточный скоростной диаметр).
Основной проект комитета по транспорту в последние годы — реализация транспортной реформы, которая в итоге отложена как минимум на 2021 год (см. “Ъ” от 29.04.2020). Подготовка к новой модели работы Смольного и частных транспортных компаний началась в 2015 году, однако обсуждение параметров реформы затянулось, а в марте, когда ведомство должно было разыграть аукционы на маршруты городского транспорта, преобразования решили не проводить из-за пандемии коронавируса, повлиявшей на пассажиропоток и распределение бюджетных средств.
Кроме того, по данным “Ъ”, транспортный блок Смольного до сих пор не представил стратегию развития инфраструктуры города. Подобное совещание проводилось осенью 2019 года, но планы так и не были утверждены. Основные проблемы транспортного комплекса Петербурга — низкая связанность улично-дорожной сети (в том числе путепроводов, тоннелей, развязок), низкая плотность сети внеуличного скоростного транспорта (метро, железнодорожных линий), использование индивидуального транспорта (около 30% от всех среднесуточных поездок населения), расширение зон стесненного движения и транспортных заторов (например, на территории с активной застройкой на границе с Ленобластью), увеличение продолжительности средней поездки (на 40% с 2005 года), превышение спроса над пропускной способностью магистралей и рост потерь общественного времени в результате снижения среднесетевых скоростей как общественного, так и индивидуального транспорта, говорится в прошлогоднем докладе правительства Петербурга (имеется в распоряжении “Ъ”).
Источники “Ъ”, близкие к транспортному блоку правительства, напоминают, что в феврале 2020 года на пост главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры был назначен еще один человек из команды Максима Соколова — Андрей Левакин. «Сейчас у Соколова будут двое своих людей в транспортном и дорожном комитете. Видимо, на их синергию возлагаются надежды по определению стратегии развития инфраструктуры»,— говорит собеседник “Ъ”. «Кирилл Поляков уже семь лет работает в дирекции и съел на транспортной теме пуд соли»,— подчеркивает другой собеседник “Ъ”, близкий к Смольному. С другой стороны, ни один из проектов дирекции так и не дошел до логического завершения, отмечают два источника “Ъ”, не связанных друг с другом.
«Последние несколько месяцев господин Поляков активно изучал ситуацию законодательного регулирования пассажирского транспорта, 44-ФЗ о закупках. Ему пришлось абсорбировать много информации»,— говорит один из топ-менеджеров транспортной компании, работающей на рынке Петербурга. «Кирилл Поляков как молодой чиновник сможет доносить профильному вице-губернатору фактическую ситуацию в отрасли, а не "дутые" цифры, которые иногда представляют заместители, ГКУ "Организатор перевозок" и ГУПы. Это в сочетании с опытом должно дать положительный эффект для отрасли. По крайней мере, диалог и дискуссии точно будут»,— уверен другой собеседник “Ъ” в сообществе перевозчиков.