Банкротных дел орган
Минэкономики предлагает чиновникам проверять важных для них должников
Для защиты государственных интересов Минэкономики предлагает дать властям больше контроля в делах о банкротстве отдельных юрлиц — стратегических предприятий, компаний с крупной налоговой задолженностью и организаций с госучастием. Ведомство разработало проект, по которому проверять их на наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства будет специальный госорган. Коронавирусная остановка экономики делает предотвращение банкротств крупных системообразующих предприятий особенно актуальным из-за опасений развития эффекта домино. Юристы же признают, что арбитражные управляющие порой формально относятся к таким проверкам,— но сомневаются, что чиновники будут компетентнее.
Минэкономики предлагает передать государству полномочия по проверке признаков преднамеренного и фиктивного банкротства у компаний с долгами по налогам свыше 100 млн руб., стратегических предприятий, а также организаций, которые более чем на 25% принадлежат государству (муниципалитету), сообщил вчера «Интерфакс». Замглавы Минэкономики Илья Торосов сообщил “Ъ”, что проект готовится в рамках реформы сферы банкротства. Сейчас подобные проверки проводят арбитражные управляющие. Проект предполагает, что этим будет заниматься госорган, какой именно — должно определить правительство.
Концепция реформы, представленная Минэкономики в марте 2020 года, должна увеличить количество восстановившихся должников (см. “Ъ” от 17 марта) — вопрос становится все более актуальным из-за рисков цепной реакции банкротств экономически связанных компаний на фоне развития коронавирусного кризиса (см. “Ъ” от 15 мая). При этом для финансовой сферы, наименее затронутой кризисом, планируется сохранить действующий порядок.
Впервые особый подход к предупреждению банкротств стратегических предприятий (too big to fail) применили власти США во время кризиса 2008 года — Минфин США тогда в том числе национализировал крупнейшие ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac, страховщика AIG и ряд ипотечных банков, чтобы не допустить эффекта домино на этом рынке, потратив на это триллионы долларов.
«Ручное управление» банкротствами в варианте Минэкономики же за счет цифровизации ФНС позволит оперативно «спасать» компании, объективно испытывающие финансовые проблемы,— однако пока на фоне моратория на банкротства и отсрочек по уплате налогов предположить объем такого вмешательства затруднительно.
Один из блоков реформы касается стратегических предприятий и организаций ОПК — в частности, предлагалось передать профильным организациям («Ростех», «Роскосмос», «Росатом», опорный банк для ОПК) функции арбитражных управляющих. Минэкономики предлагает расширить и возможности для смены арбитражных управляющих в делах о банкротстве «стратегов» — судом по ходатайству профильного министерства, но с согласия профильной правительственной комиссии.
«Эти поправки еще раз показывают, как глубоко укоренилось недоверие государства к арбитражным управляющим, причем, увы, во многом не на пустом месте,— констатирует председатель "Банкротного клуба" Олег Зайцев.— Можно лишь порадоваться тому, что предлагают ограничиться прямым участием государства только там, где есть явный публичный интерес». Как отмечает руководитель проектов юридической группы «Яковлев и партнеры» Андрей Набережный, управляющие «иногда формально подходят к проверке» признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, «но в отношении компаний с госучастием или с большим налоговым долгом это недопустимо, поскольку здесь высока вероятность недобросовестных действий со стороны контролирующих лиц». С другой стороны, господин Набережный не исключает и риск затягивания процедуры банкротств. Партнер коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев и вовсе считает, что «по большому счету неважно, кто выявляет признаки преднамеренного и фиктивного банкротства — в любом случае имеет место человеческий фактор», и наивно думать, что чиновники будут работать более тщательно и компетентно.