Севморпусть
Правительство думает дотянуть маршрут до Сахалина
Границы Севморпути могут быть расширены почти вдвое и включат в себя акваторию от Мурманска до Сахалина — такое решение прорабатывается по итогам госкомиссии по Арктике. С идеей выступило Минвостокразвития, смирившись с отказом от использования предлагаемого им термина «Северный морской транспортный коридор». Если решение будет принято, оно позволит без проблем формально выполнить поручение президента РФ по увеличению грузопотока по Севморпути к 2024 году до 80млн тонн, но приведет к конфликту с международным законодательством и другим проблемам.
Вице-премьер Юрий Трутнев по итогам заседания госкомиссии по развитию Арктики поручил проработать возможность расширения Севморпути (СМП) от Мурманска до Сахалина. Согласно протоколу от 13 мая (копия есть у “Ъ”), Минвостокразвития, Минтранс, МИД и «Росатом» должны представить в правительство согласованные предложения по изменениям Кодекса торгового мореплавания (КТМ) и включению в акваторию СМП внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны РФ в Баренцевом, Белом, Печорском, Беринговом и Охотском морях.
Сейчас акватория СМП ограничена Карскими воротами на западе и бухтой Провидения на востоке. Соответствующие границы были обозначены ввиду особенностей международного права, связанных с замерзаемостью морей. В конце 2018 года «Росатом» получил полномочия инфраструктурного оператора Севморпути, а нормативное регулирование отрасли и выдача разрешений на плавание судов в акватории остались за Минтрансом.
На заседании госкомиссии, в частности, обсуждалась стратегия развития Арктики до 2035 года, которую подготовило Минвостокразвития. Министерство включило в документ понятие «Северный морской транспортный коридор» (СМТК), который пролегает от Мурманска до Камчатки. Тогда Юрий Трутнев отметил, что нужно более тщательно подумать над терминологией. «Я надеюсь, что изменения в задачи по развитию Северного морского пути вносить не придется. Но давайте для начала выйдем из этого кризиса, а потом будем принимать решения»,— говорил 13 мая вице-премьер. Согласно майскому указу президента РФ Владимира Путина, грузопоток по СМП к 2024 году должен вырасти до 80млн тонн.
Как следует из протокола комиссии, на исключении из стратегии понятия СМТК настаивало Минэкономики, ведомствам поручено учесть эти замечания. В Минвостокразвития сообщили “Ъ”, что к отказу от понятия СМТК «относятся спокойно».
«Что касается выработки предложений об увеличении акватории СМП, то мы приветствуем факт, что поручение включено в протокол заседания госкомиссии. Мало того, идея решения ситуации именно через включение в СМП новых акваторий принадлежит Минвостокразвития»,— отметили в министерстве.
В Минтрансе сообщили, что пока не получали поручений по итогам госкомиссии и подготовят позицию при поступлении документа. В «Росатоме» тему не комментируют. В декабре 2019 года замглавы дирекции Севморпути «Росатома» Максим Кулинко в интервью PortNews называл предложения Минвостокразвития по СМТК «возвратом к опыту Советского Союза, когда был создан Главсевморпуть». По его мнению, «это не замена Севморпути, но это более правильная с точки зрения экономики модель развития наших северных морей».
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что технически внести изменения в КТМ возможно, но тогда действие правил плавания по СМП автоматически расширится на новые акватории и возникнут противоречия с международным правом. Согласно 234-й статье Конвенции ООН по морскому праву, прибрежное государство может установить недискриминационные правила в исключительной экономической зоне для защиты окружающей среды от действий судов, отмечает собеседник “Ъ”. При этом на такой территории должны быть особые климатические условия и наличие льдов большую часть года, подчеркивает он.
В условиях потепления доказать наличие льдов на новых акваториях «достаточно сложно», ряд портов, которые предлагается включить в СМП, вообще не замерзают, подчеркивает источник “Ъ”. Кроме того, в Арктике с 2017 года действует так называемый Полярный кодекс (правила для судов в полярных морях), и предлагаемая география СМП выходит далеко за его пределы, что «вряд ли адекватно будет воспринято международной морской общественностью», заключает собеседник “Ъ”.
С ним согласен и глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев: «Следует ожидать выделения в акватории нового СМП по матрешечному принципу сначала зоны регулирования судоходства в соответствии с Полярным кодексом, а внутри нее — зоны регулирования по ледовым условиям (234-я статья)». При этом, исходя из фактического развития ледяного покрова, следует ожидать расширения последней зоны на Печорское море, северо-восток Баренцева моря и север Берингова моря, считает эксперт.
Другой собеседник “Ъ” отмечает, что сегодня за порты в рамках СМП отвечает «Росатом» и возникает вопрос, будут ли ему переданы в ведение новые терминалы, портовые сборы и т.д., например, в Мурманске или Петропавловске-Камчатском. Это обязательно создаст новый конфликт между госкорпорацией и Минтрансом, полагает источник “Ъ”.
Михаил Григорьев отмечает, что актуализация прогноза грузопотока на СМП, выполненная в марте, показала, что объем отгрузки минерального сырья в 2024 году сможет составить 58 млн тонн, еще оценочно 5млн тонн составят другие грузы — для обеспечения производств, «северного завоза» и транзита. Таким образом, исходя из существующих данных, поручение президента РФ о наращивании грузопотока до 80млн тонн не будет выполнено. Но, полагает эксперт, «расширение СМП только за счет портов и терминалов Печорского, Белого и Баренцева морей легко позволит добиться выполнения поставленной задачи».