Севастопольскую самоизоляцию оставили без рассмотрения
Суд прекратил производство по иску к Михаилу Развожаеву
Севастопольский городской суд прекратил производство по иску Общественной организации «Наш Севастополь» к врио губернатора Михаилу Развожаеву. В суде оспаривался указ врио губернатора о введении в Севастополе режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Общественники считают, что документ ограничил конституционные свободы граждан и намерены продолжить его оспаривать. В правительстве Севастополя заявили о своей победе в суде и считают, что определение суда исключает подачу подобных исков в будущем.
Иск (копия есть у “Ъ”) к врио губернатора Севастополя Михаилу Развожаеву был оставлен без рассмотрения Севастопольским городским судом 20 мая. В нем оспаривался указ главы города о введении на его территории «режима повышенной готовности» в связи с угрозой распространения коронавируса. Документ ограничивал работу предприятий из различных сфер экономики, вводил обязательную самоизоляцию и предусматривал ряд других ограничений.
В иске указывалось, что указ нарушает несколько пунктов Конституции РФ, в частности свободу передвижения и экономической деятельности.
Также в иске сказано, что указ Михаила Развожаева нарушил ч. 4–6 ст. 13 регионального закона о правовых актах (ЗС-185). «Принятие (издание) нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, не допускается без заключения уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия проекта такого нормативного правового акта»,— сказано в документе. Указ врио губернатора в иске требовали признать нарушающим нормы Конституции и законы Севастополя и «недействующим полностью со дня его принятия».
Иск был подан Викторией Мищенко, которая является членом общественной организации «Наш Севастополь». Ее председатель Ольга Дронова рассказала “Ъ”, что иск в суд готовили юристы организации. По ее словам, врио губернатора, перед принятием указа обязан был оценить его влияние на бизнес, что в дальнейшем послужило бы основанием «для компенсации потерь всем пострадавшим отраслям, указанным в оценке, а не избранным, как это происходит сейчас».
Председатель комитета заксобрания Севастополя по экономике Евгений Дубовик сказал “Ъ”, что «Наш Севастополь» — активная общественная организация. Он напомнил, что общественники «имеют право иметь свое мнение» о решениях власти и оспаривать их в суде: «Это не запрещено. Я, как председатель комитета по экономике, заинтересован, чтобы предприниматели работали и получали доходы, чтобы все их потери были компенсированы. Но жизнь и здоровье людей — главное»,— отметил господин Дубовик, подчеркнув, что Севастополь оказался среди лучших регионов РФ по борьбе с распространением коронавируса. По данным на 20 мая, в городе выявлено 147 случаев заражения, 101 пациент выздоровел, двое умерли.
Кандидат политических наук, член Общественной палаты Севастополя Сергей Горбачев отметил, что общественники обратились в суд, когда «уже все практически закончилось (режим обязательной самоизоляции в Севастополе был снят 18 мая, большая часть предприятий вернулась к работе, но режим повышенной готовности продлен до 31 мая.— “Ъ”)». Господин Горбачев считает, что поздняя подача иска может «свидетельствовать о присутствии интересов» третьей стороны, не уточняя, впрочем, какой.
Ольга Дронова сообщила “Ъ”, что иск был зарегистрирован в суде 20 апреля. Изменения в указ о режиме повышенной готовности, ограничивающие свободы граждан, были внесены в начале апреля. По ее словам, суд оставил иск без рассмотрения, приняв во внимание слова представителя правительства о том, что оспариваемый указ прекратил свое действие. Вместе с тем Ольга Дронова считает, что документ и часть введенных им ограничений до сих пор действуют.
«Мы планируем подать частную жалобу на определение суда»,— заключила госпожа Дронова.
Директор департамента общественных коммуникаций правительства Севастополя Анастасия Солопеко сообщила “Ъ”, что Викторией Мищенко было подано три иска. Кроме указа врио губернатора о введении режима повышенной готовности в городе (от 17 марта) обжаловались два указа о внесении в документ изменений — от 31 марта и 3 апреля. На суде представители правительства подали ходатайство об объединении этих исков в одно дело, которое было удовлетворено. По итогам заседания, производство по всем трем искам прекращено. «Мы выиграли, и это значит, что никто больше не сможет подавать подобные иски по такому поводу»,— пояснила Анастасия Солопеко. По ее словам, у истцов есть 15 дней на обжалование определения суда в Третьем апелляционном суде общей юрисдикции (город Сочи).