«Большинство сотрудников навсегда останется на удаленке»
Руководители компаний в эфире “Ъ FM” — об офисах после пандемии
Бизнес не готов возвращаться в прежние офисы. Работодатели намерены уменьшать и перестраивать офисные пространства, а также отказываться от дополнительных бонусов для сотрудников. Пандемия показала, что многих работников можно перевести на «вечную удаленку» — возвращение штата в полном составе не требуется. В Mastercard, например, заявили Reuters, что даже когда ситуация с коронавирусом стабилизируется, организации по всему миру заполнят свои офисы лишь на треть, а значит, им придется задуматься о том, насколько эффективна используемая недвижимость. А в Facebook, хоть и вернут сотрудников на места в июле, не откроют спортзалы и раздвинут столы, чтобы обеспечить социальную дистанцию.
“Ъ FM” поговорил с российскими бизнесменами об их офисах и узнал, какие перемены ждут их пространства.
Татьяна Долякова, гендиректор кадрового агентства ProPersonnel: «К сожалению, нам не удалось договориться с собственником, потому что мы сидим в крупном бизнес-центре, и нам сделали только рассрочку платежа. Поэтому мы со своей стороны пока ведем переговоры. Но если не сможем договориться, мы тоже будем вынужденны искать другое помещение, потому что сейчас, конечно, рынок коммерческой недвижимости освободится и будет достаточно много разных вариантов для офиса. В нашей компании мы представляем себя как kids friendly, то есть у нас в офис могли приходить мамы-сотрудники с детьми, оставлять их в детском уголке. Был человек, который мог присмотреть за детишками, пока мамы проводили интервью, обсуждали рабочие моменты. И это, конечно, было очень удобно. К сожалению, пока комфортного бонуса, наверное, в нашей ситуации мы не сможем предоставить, так как пока нет определенности с офисом и в принципе с удаленной работой».
Алексей Захаров, основатель Superjob.ru: «Наш офис порядка 2 тыс. кв. м — один из самых красивых в Москве. С учетом того, что происходит сейчас, мы понимаем, что никогда полностью уже туда не вернемся, так как в этом нет необходимости. Максимум, что мы оставим от 2 тыс. кв. м, — метров 500. Это будет офис представительского типа, куда сотрудники смогут приходить для совещаний. Большинство работников навсегда останется на удаленке. Например, в Superjob мы арендовали для сотрудников спортзал для того, чтобы люди общались в нерабочее время, желающие занимались спортом. Мы проводили совместные просмотры кинофильмов. Я думаю, что все эти традиции мы сохраним. Но офис, конечно, очень сильно уменьшится в размерах, а вот всю остальную активность, которая была вокруг, особенно в нерабочее время, мы будем стараться всячески поддерживать».
Александр Оганджанян, президент коммуникационной группы TWIGA Communication Group: «Очевидно, что система будет перестраиваться. Жизнь показала, что не стоит тратить столько денег на офисное пространство, его можно организовывать гораздо более умно и эффективно с меньшими затратами. Очевидно, что нужно очень хорошее техническое оснащение офиса, и на этом экономить или жадничать нельзя, потому что хорошая связь сегодня — это залог успеха».
Сами россияне хотели бы и после окончания пандемии периодически работать удаленно. По данным опроса ВЦИОМ, 42% офисных сотрудников хотели бы сохранить право работать из дома.
Удаленную работу хотят отрегулировать законодательно
Правительство озаботилось законодательным регулированием удаленной работы. В Минтруде заявили, что введение новых норм в этой сфере потребует обсуждения как с профсоюзами, так и с работодателями. В ведомстве столкнулись с тем, что массовое распространение такой формы работы выявило недостатки в законодательстве. И теперь вопрос организации удаленки требует более четкого регулирования. Сейчас вопросы длительности рабочего дня, графика и даже оснащения техническими средствами решаются в частном порядке.