«Синара» располагается в автобусах
Корпорация планирует создать в Екатеринбурге нового перевозчика
Группа «Синара» Дмитрия Пумпянского выступила с инициативой создания нового автобусного перевозчика в Екатеринбурге. Предполагается, что компания будет работать по схеме брутто-контрактов. Для функционирования системы в 2020–2021 годах областные власти готовы выделить два транша общей суммой 180 млн руб. В мэрии комментировать проект не стали, подчеркнув, что документы пока не поступили. Участники рынка полагают, что выход «Синары» на рынок автобусных перевозок и введение системы брутто-контрактов на пассажирах не отразится, но будет угрожать коммерческим перевозчикам.
Как стало известно “Ъ-Урал”, группа «Синара» Дмитрия Пумпянского планирует создать в Екатеринбурге нового автобусного перевозчика. Согласно проекту, на начальном этапе в автопарке компании будет до 60 работающих на газе автобусов. Предполагается, что они смогут обслуживать автобусные маршруты №5, №19 и №61. По информации ЕАН, власти Свердловской области рекомендовали мэрии Екатеринбурга перенести конкурсы по этим маршрутам на более поздний срок. На данный момент известно, что компания будет работать по новой схеме — брутто-контрактам (муниципальные власти платят перевозчикам за километраж работы, а плата за проезд собирается в пользу городского бюджета). Для функционирования такой схемы в 2020–2021 годах из областного бюджета планируется выделить около 180 млн руб.
Заместитель главы Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Алексей Бубнов в разговоре с “Ъ-Урал” заявил, что письменной инициативы от группы «Синара» в мэрию пока не поступило. В администрации считают, что брутто-контракты снимут с перевозчиков определенную ответственность: «Перевозчику будет неважно, сколько пассажиров он провез, так как будет получать деньги из муниципального бюджета. Как будет контролироваться этот сбор денег с пассажиров — интересный вопрос».
В «Синаре» подтвердили, что группа рассматривает возможность участия в конкурсах на обслуживание автобусных маршрутов, которые проводит администрация Екатеринбурга. «Группа “Синара” совместно с мэрией разработала проект комплексной модернизации общественного транспорта в Екатеринбурге. Он подразумевает обновление инфраструктуры электрического транспорта, обеспечение пассажиров современным и экологичным подвижным составом, исключение дублирующих маршрутов, перевод на брутто-контракты автобусов в соответствии с требованиями минтранса, что позволит обеспечить радикальное повышение качества городских пассажирских перевозок»,— прокомментировал вице-президент группы «Синара» Евгений Гриценко. В «Синаре» уверены, что для горожан внедрение проекта — это возможность быстрого передвижения по городу, гибкая тарификация, удобные пересадки, пассажирские сервисы. «Проект также учитывает, что обновление транспортной инфраструктуры невозможно без построения и внедрения сквозной интеллектуальной транспортной системы, которая должна быть надежной, устойчивой, безопасной, привлекательной и удобной для всех групп населения»,— добавил господин Гриценко.
Напомним, в Екатеринбурге давно ведется работа по созданию концессии по электротранспорту. Группа «Синара» является одним из интересантов проекта, однако городские власти утверждают, что окончательного решения по этому поводу еще не принято. «Сейчас вопрос вышел на федеральный уровень, удалось добиться понимания, что в крупных городах без федеральных денег с общественным транспортом ничего сделать не удастся»,— отметил господин Бубнов. По его словам, только Екатеринбургу на обновление парка общественного транспорта потребуется несколько десятков миллиардов рублей. «После того как поймем, за счет каких источников будем все это финансировать, тогда и будет объявлена концессия. Ее первые элементы должны появиться в ближайшее время — министерство транспорта должно объявить аукцион по эксплуатации новой трамвайной линии в Верхнюю Пышму»,— добавил вице-мэр.
Участники рынка не сомневаются, что проект группы «Синара» будет успешен. Они полагают, что компании Дмитрия Пумпянского отдадут муниципальные маршруты, что позволит городу «снять головную боль по перевозке пассажиров». «“Синара” от этого выиграет и ничего сильно не изменится на рынке»,— считает директор предприятия «Авто-Ном» Юрий Минин. По его мнению, введение системы брутто-контрактов повсеместно в городе может угрожать существованию коммерческих перевозчиков из-за большой разницы между стоимостью «километража» и самой поездки. «Раньше сколько перевозчик провез пассажиров, столько и получил прибыли. Сейчас деньги поступают на расчетный счет компании при условии исполнения заключенного с муниципалитетом контракта. При брутто-контракте все собранные с пассажиров деньги будут уходить в муниципалитет. Стоимость перевозок будет рассчитывать по километражу — примерно 15 руб. за 1 км»,— пояснил господин Минин.
По мнению собеседника “Ъ-Урал” из транспортной отрасли, в проекте «Синары» есть «политическая составляющая». «У администрации есть обязательства перед Дмитрием Пумпянским, и передача автобусных маршрутов корпорации — это определенная расторговка. Мелкие перевозчики пострадают. Часть лояльных из них оставят, чтобы показать наличие альтернативы. Произойдет чистка бизнеса. Но на пассажирах это никак не отразится — это плюс»,— заявил собеседник. По его словам, концентрация электотранспорта и автобусов в руках «Синары» была бы логична. «Чисто технически корпорации это по плечу. Тогда не скапливались бы на остановках автобусы, повысилась культура общения»,— добавил собеседник “Ъ-Урал”.