Как егэкнется, так и откликнется
Как выяснилось, кто в стране будет сдавать экзамены, когда, какие и кому
21 мая президент России Владимир Путин провел совещание, посвященное ситуации в образовании, и наконец-то рассказал, что с ним будет и когда. А специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников настаивает, что дистанционное обучение, которое пока не приживается в душах преподавателей, должно остаться в их руках и после пандемии, тем более что, пока души боялись, руки-то делали. А уж единый онлайн-День выпускника точно состоится.
Этого совещания ждали многие школьники, студенты и особенно их родители, так как школьники и студенты ждали все-таки не особенно. Нужна была ясность с ЕГЭ, с призывом для выпускников школ, и давно нужна была — а то уже не одну неделю ходили одни только нервные разговоры и предположения, а это же ежедневная жизнь человеческая,— и будущая жизнь вообще-то, ведь такого не было вообще никогда с одиннадцатиклассниками, например.
Для начала Владимир Путин разъяснил ситуацию с дистанционным образованием. Многие со страхом (но кто-то и с надеждой: так оказалось много плюсов) предполагали, что дистанционное образование может прижиться и после пандемии.
Но нет:
— Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию.
То есть это слухи, вбросы и провокация. Владимир Путин, впрочем, мог бы и оговориться, что об элементах дистанционного обучения, возможно, стоит и подумать, а то ведь после таких резких и однозначных слов все, что хоть как-то связано с дистанционным образованием, могут начать выжигать из системы каленым железом.
Но Владимиру Путину хотелось, видимо, в этом вопросе казаться очень таким однозначным.
По поводу ЕГЭ господин Путин некоторое время держал интригу:
— Не скрою, на этот счет поступали самые разные предложения… В том числе в этом году, учитывая сложную ситуацию, предлагалось полностью его отменить…
Но все в конце концов образовалось:
— Учитывая устойчивое снижение угрозы эпидемии коронавируса, считаю необходимым единый государственный экзамен провести по всей стране. Он начнется 29 июня. При этом школы помогут выпускникам готовиться к экзаменам в дистанционном режиме.
Причем ЕГЭ грозит не всем:
— Подчеркну, ЕГЭ будут сдавать только те выпускники, которые собираются поступать в вузы в текущем году. Что же касается аттестатов, то они будут выданы всем выпускникам без экзаменов. Такое решение является исключением, носит временный характер.
Сейчас каждое слово имело значение для сотен тысяч людей:
— Подать документы по результатам ЕГЭ можно сразу в несколько вузов, причем без личного присутствия. Что сейчас особо важно для людей — зачисление пройдет в августе. Кроме того, для выпускников школ, которые по весомым причинам не смогут сдавать ЕГЭ в июне, в августе можно будет сдать экзамен в формате ЕГЭ на оставшиеся места в высших учебных заведениях. То есть начать учиться уже осенью, не теряя целого года.
Таким образом, выпускники будут лишены, пожалуй, только последнего звонка и выпускного вечера.
Но это не значит, что нечего будет вспомнить: в конце концов, именно это одиннадцатиклассники и будут вспоминать до последнего, возможно, вздоха.
К тому же наиболее сознательные уже, наверное, готовятся к онлайн-выпускному. И, как оказалось к концу заседания, не только школьники и студенты.
— Рассчитываю,— продолжил Владимир Путин,— что учеба для всех первокурсников страны с учетом эпидемиологической ситуации начнется без больших потерь времени. Мы также уже договорились с Министерством обороны отложить призыв на военную службу выпускников школ этого года.
Президент не уточнил на сколько. Если на год, то это не отложить, а отменить в этом году. И это решение, особенно для военных, все-таки впечатляющее.
— И еще считаю также необходимым предусмотреть дополнительные периоды для сдачи ЕГЭ или экзаменов в формате ЕГЭ не только в летний период, в июне и в августе, но и в течение следующего учебного года,— добавил российский президент.
Этим он тоже обрадовал немало людей.
— Считаю,— сообщил к тому же Владимир Путин,— что мы должны выделить дополнительные бюджетные места, чтобы не менее 60% выпускников школ смогли претендовать на бесплатное обучение в высших учебных заведениях.
Ваш браузер не поддерживает видео
Тоже расширил горизонты: за бюджетные места в вузах идет большая борьба, иногда и без правил.
Министр просвещения Сергей Кравцов, наверное, волновался, иначе не отметился бы несколькими запоминающимися фразами.
Так, говоря о волонтерской деятельности студентов, он заверил:
— Будем более шире задействовать потенциал студентов!
Через минуту он, можно сказать, развивал свою мысль:
— Кроме того, с использованием инфраструктуры единого государственного экзамена мы разрабатываем специальную систему видео-конференц-связи…
Если бы Сергей Кравцов работал министром не просвещения, а даже каким-то другим министром, то, может, и не стоило бы это цитировать. А так, конечно, стоило.
— Выпускные экзамены в девятых классах решено отменить, проведем аттестацию по текущим оценкам,— рассказал министр.— Так же, по текущим оценкам, пройдет государственная аттестация в одиннадцатых классах. Аттестаты будут выданы традиционно — до 15 июня.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал, что многие преподаватели не имели «опыта работы в виртуальной среде», что «информационная инфраструктура большинства вузов оказалась не готова к полному переводу учебного процесса в онлайн».
Может, и так, но имеет значение и личный опыт. А он говорит о том, что, например, МГУ, и особенно факультет психологии, с самого начала справился с идеей работы в виртуальной среде, и уже через пару дней после начала занятий моя дочь, например, как будто с первого дня училась, не выходя из дома (впрочем, и не заходя в него),— и в основном благодаря именно тому, что с этим справились преподаватели, лекциями которых я сам несколько дней подряд с непривычки заслушивался (пока не устал), а лекция Александра Асмолова про открывшуюся логику возможностей при трансформации временной перспективы с учетом коронавирусной погрешности до сих пор, можно сказать, стоит в ушах.
— Сыграло свою роль несовершенство национальных цифровых платформ и сервисов организаций образовательной деятельности в дистанционном формате,— добавил министр.
Впрочем, нравилось недовольство министра существующим положением. И именно он сейчас не настаивал на полном отказе от дистанционного обучения, а только говорил, что его нельзя рассматривать как полноценную альтернативу,— и кто спорит?
Глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала, что «в общем количестве инфицированных с начала наблюдения, с начала марта, удельный вес детей не превышает 7%, если брать детей от нуля до 18 лет», и что «эти аналитические материалы, прогнозные показатели позволяют нам говорить о том, что летнюю оздоровительную кампанию нужно сегодня планировать и проводить», вплоть до того, что внутри лагерей дети, возможно, будут находиться без масок, то есть если и смогут отдохнуть, то хотя бы от них.
Директор физико-математического лицея №239 из Петербурга Максим Пратусевич вообще сосредоточился на «дидактике цифровой эпохи».
Руководитель «Сириуса» Елена Шмелева рассказала о своем, как всегда, передовом опыте.
Ректор МГУ Виктор Садовничий привел цифры опроса преподавателей российских вузов:
— 96% лично перешли на дистанционный формат. 87% считают, что занятия по их курсам лучше проводить в очном формате (но 13% в такой ситуации не маленькая цифра.— А. К.). И 67% не соглашаются с тем, чтобы в будущем семестре лекции и семинары были в онлайн-формате.
То есть 33% соглашаются.
Виктор Садовничий между тем предложил провести единый День выпускника в онлайн-формате по всей стране:
— Это важно, ребята заслужили свои дипломы и, безусловно, будут рады, если состоится онлайн-фестиваль выпускника.
Видимо, так и будет, причем, стоит рассчитывать, только один раз в новейшей истории российского образования, и теперь только и именно с ними.
— Многие страны облегчают прием в свои университеты. Например, Соединенные Штаты отменят тесты (по итогам которых до сих пор был прием.— А. К.) и не скрывают, что они рассчитывают, что талантливые ребята из нашей страны в большем количестве приедут поступать в их университеты. Но и мы должны решать наши задачи! — рассказал Виктор Садовничий.— Наша задача — удвоить число иностранных студентов! Надо усилить информационную деятельность наших вузов! И принять решение для иностранных абитуриентов — зачислять их по системе портфолио.
То есть, получается, без экзаменов. Идея понятна, но таким образом эти абитуриенты получат фору, даже по сравнению с российскими абитуриентами. Иностранцы, может, и заслужили такое. Но заслужили ли россияне?
— Когда вы говорите об упрощенной системе поступления иностранцев в наши вузы,— впрочем, среагировал российский президент,— вы, видимо, имеете в виду административные барьеры, которые надо упростить, а не сами способы выявления знаний и талантов иностранных абитуриентов?
Нет, Виктор Садовничий имел в виду именно способы выявления.
— Я имею в виду, что надо создать хорошие условия для того, чтобы они могли и прислать документы, и приехать, когда нужно… Но, с другой стороны, когда мы видим их успехи и предыдущие,— не сдавался Виктор Садовничий,— мы можем по результатам их портфолио зачислять их на подготовительные отделения, как мы всегда и принимали, а потом принять в наши университеты. У нас есть возможность отобрать более талантливых (без экзаменов.— А. К.)!
В конце концов господин Путин неожиданно согласился.
Николай Кропачев, ректор СПбГУ, где в свое время учился Владимир Путин, похоже, был даже воодушевлен пандемией, так как она заставила вузы и министерства взаимодействовать друг с другом. Да и вообще, Николаю Кропачеву все это интересно. Он рассказал, например, как в одном из питерских вузов взяли на вооружение онлайн-платформу, которую до сих пор использовали между собой игроки в покер. А активность самого СПбГУ «по многим направлениям возросла!»
— Конечно, все не так и всем хотелось бы вернуться в наши любимые помещения — здание Двенадцати коллегий или на родную 22-ю линию Васильевского острова, но пока это невозможно, общаемся в интернете! Однозначно увеличилась посещаемость студентов!..
Господин Кропачев даже обнаружил нерушимую связь между российской гуманитарной помощью некоторым странам во время пандемии и образованием:
— Да-да, я вижу по вам: вроде бы какая связь?! (Быстрый взгляд на президента.— А. К.) А еще какая! Из каких стран больше всего заявлений (о поступлении в Санкт-Петербургский университет.— А. К.)? Из тех, кому Россия оказывала гуманитарную помощь! — с торжеством воскликнул ректор.— Мы проводим вебинары, обучаем учителей, в том числе и за рубежом… Вебинары до оказания гуманитарной помощи и после… Соотношение — 70 записавшихся и 990 записавшихся на вебинары за рубежом!!! Интерес к музеям, библиотекам!..
Да, если господин Путин и сомневался до последнего, оказывать ли гуманитарную помощь Италии и Сербии, то все — Николай Кропачев полностью развеял.
Больше позитива от последних двух пандемических месяцев школьной и университетской жизни было уже не собрать — и так уже, казалось, искали и добирали по крохам.
Но как же все-таки не работать с такими людьми!