Радио не приглушилось
Крупные станции хотят других льгот
Радиохолдинги не стали пользоваться льготой, позволяющей отключать сигнал по ночам и сократить его мощность. Экономия может ударить по рейтингам, опасаются в компаниях. Они просят других мер поддержки, включая субсидии в адрес ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), чтобы меньше платить за распространение.
Радиохолдинги не воспользовались послаблениями, введенными для поддержки на фоне пандемии, рассказали “Ъ” участники рынка. Как сообщал “Ъ” 24 апреля, Минкомсвязь до 31 декабря разрешила региональным телеканалам и радио вне зависимости от условий лицензии прекращать вещание с полуночи до шести утра и ослаблять мощность передатчиков, сокращая территорию сигнала.
Предполагалось, что это поможет им сэкономить на платежах его распространителю — РТРС.
«Европейская медиагруппа» (ЕМГ; «Европа плюс», «Дорожное радио» и др.) и ее сетевые партнеры «за исключением единичных примеров» сохраняют время, мощность и зону вещания, сообщил гендиректор холдинга Роман Емельянов. Ни одна радиостанция «Русской медиагруппы» («Русское радио», Monte Carlo и др.) не сократила время вещания и охват, в том числе в регионах, говорит ее гендиректор Роман Саркисов. «ГПМ Радио» («Авторадио», «Радио Energy» и др.) «никаких сокращений не практикует», заявил его гендиректор Юрий Костин. «Радио Шансон» и его сетевые партнеры «за очень небольшим исключением» не стали прекращать ночное вещание, говорит руководитель департамента регионального развития станции Олег Соболев.
Компании опасаются сокращения рейтингов. Затраты на их восстановление будут больше, чем экономия, уверен Олег Соболев.
«Единственное, чем мы воспользовались,— это отсрочка оплаты услуг РТРС. Однако в будущем она станет серьезной нагрузкой, которую не все региональные вещатели выдержат»,— добавил он. По оценке Романа Саркисова, экономия может составить около 10% от общей суммы платежа, или примерно 5–10 тыс. руб. на каждый передатчик, «однако возможные потери от таких действий несопоставимо больше». Лицензионные послабления могли бы помочь сэкономить региональным радиостанциям, но и для них это опасно, потому что непрерывность вещания в приоритете, добавил Юрий Костин.
Радио оказалось одним из самых уязвимых медиа: по прогнозу Минкомсвязи, рекламные бюджеты там в 2020 году упадут более чем наполовину, или на 8 млрд руб. «В среднем у партнеров в городах падение на 70–80% к марту—апрелю прошлого года»,— говорит Роман Саркисов. Роман Емельянов оценивает падение доходов ЕМГ за март—апрель не менее чем в 50%, а в регионах, по его словам, речь идет о снижении на 70% и больше. В некоторых регионах оно достигает 80%, а в городах, где экономика зависит от нескольких предприятий, речь может идти о полной остановке рекламы, говорит Юрий Костин.
Радио ждет других мер поддержки.
ЕМГ поддерживает предложение комитета Госдумы по информполитике о субсидиях РТРС, говорит Роман Емельянов, это позволит «временно снизить тарифы, в отличие от паллиативных мер, решающих проблему за счет ухудшения качества услуг». Помощью было бы уменьшение тарифов РТРС, которые сейчас в два-три раза выше, чем у частных компаний, уменьшение платежей авторским организациям и включение отрасли в перечень пострадавших, считает Олег Соболев. Юрий Костин считает возможным обсудить субсидирование части расходов радиостанций, вещающих на населенные пункты с населением до 100 тыс.
В Минкомсвязи считают реалистичными для принятия правительством не все предложения. Замминистра Алексей Волин называет «абсолютно нереальным» введение субсидий для РТРС и радиостанций, подчеркивая, что уже введенными послаблениями могут воспользоваться около 1 тыс. региональных станций. Более реальны, по его словам, включение в список пострадавших отраслей и уменьшение ставки авторских платежей.