«Не время промывать мозги»
Дмитрий Дризе — о законопроекте о патриотическом воспитании школьников
Президент внес в Госдуму законопроект о патриотическом воспитании в школах. Документ ставит своей целью формирование у детей патриотических чувств, а также уважения к «подвигам героев Отечества». В случае принятия закона патриотическое воспитание станет частью школьной программы уже с 1 сентября 2021 года. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе сомневается в эффективности такого подхода.
Поскольку законопроект президентский, скорее всего, принят он будет без проволочек. Таким образом, с 1 сентября следующего года патриотическое воспитание станет элементом школьной программы. Иными словами школа будет не просто учить, но еще и воспитывать подрастающее поколение в патриотическом ключе. Ранее Владимир Путин назвал патриотизм национальной идеей России, хотя здесь не все так просто. Глава государства, по сути, поставил подчиненным задачу — патриотизм не должен быть квасным, затхлым и кислым; кроме того, нельзя все время хвататься за прошлые подвиги, нужно смотреть вперед.
Менее чем через неделю появился указанный законопроект, где, как надо полагать, учтены пожелания первого лица.
Открываем аннотацию и читаем, что же такое предполагается воспитывать в несчастных наших детях. А вот что: социокультурные, духовно-нравственные ценности, а также принятые в российском обществе правила и нормы поведения. И все это в интересах человека, семьи, общества и государства.
Знать бы еще, что это такое, — «социокультурные», а также «духовно-нравственные ценности». И какие такие правила и нормы приняты сейчас в российском обществе. Есть мнение, что формулировки просто списали с конституционных поправок. Если уроки патриотизма будут проходить в таком виде, страшно даже подумать, какого человека мы получим на выходе из школы: «Дай-ка нам, Иванов, определение, что такое патриотизм» — «Это совокупность духовно-нравственных и социокультурных ценностей» — «Садись, пять». Ну а принятые в обществе правила поведения — это, видимо, лояльность к действующей власти, которая ведет нас к светлому будущему.
Когда-то давно я был пионером. Мало уроков, так были еще и классные часы, нужно было остаться после занятий и обсудить планы партии. И еще линейки, где всей школой осуждали израильскую военщину, известную всему свету, и естественно американский империализм. В итоге популярность Соединенных Штатов Америки с их джинсами жвачкой и красивыми машинами росла в геометрической прогрессии. Запретный плод, как известно, сладок. Патриотизм — несомненно важная и нужная вещь, но, когда в дело вступает казенный подход, пиши пропало.
Прежде чем мучить детей, нужно решить, что мы сами-то хотим, куда идем и какое собираемся строить завтра. Куда предлагается с уверенностью смотреть, — нет никакой ясности на этот счет. О чем детям на уроках рассказывать, — о суверенной демократии, плохом Западе, о долгом государстве Путина. В СССР хоть коммунизм строили, в США — свободу и демократию, а мы стоим на гвоздях в честь ветеранов войны или ходим по дну Оки с портретами героев. Да и кто будет учить патриотизму? Простые учителя? У них что, работы мало, теперь придется еще изучать новые методички про культурный социум и наш российский образ жизни. И как-то это втолковывать детям, выделять окно в программе. Кончится дело тем, что уроки патриотизма превратятся в формальное навязанное сверху бремя. Появится новая пища для блогеров и оппозиции. Иными словами, велик риск, что результат получится прямо противоположенный. Жди роста популярности частных школ и домашнего обучения. Не то сейчас время, чтобы промывать мозги.