Наследственный изолятор
Саймон Пегг и Лили Коллинз в «Темном наследии» Вона Стайна
На онлайн-платформах появилось «Темное наследие» Вона Стайна — очередной фильм, прокатную судьбу которого изменила пандемия коронавируса. Вместо запланированной премьеры на фестивале «Трайбека» картина вышла сразу в цифровой прокат — и, пожалуй, затеряться среди множества предложений стриминговых сервисов будет для этого непропеченного триллера самым лучшим вариантом, считает Юлия Шагельман.
«Темное наследие» (в оригинале фильм называется «Inheritance», то есть просто «Наследие») — вторая полнометражная работа Вона Стайна. Первым был густо стилизованный, сумбурный и бестолковый неонуар «Terminal», остроумно переименованный российскими прокатчиками из «Конечной» в «Конченую», где сильная женщина в исполнении Марго Робби жестоко разбиралась с обидевшими ее когда-то нехорошими мужчинами. В новом фильме режиссер отказался от формальных игрищ, поставив совершенно традиционный триллер с непременным финальным твистом, но удачным этот опыт тоже не назовешь.
В центре повествования здесь снова сильная женщина — окружной прокурор Манхэттена Лорен Монро (Лили Коллинз), которую зрителю настойчиво представляют как, с одной стороны, жесткого профессионала, а с другой — убежденного борца за справедливость, бросающего вызов в суде богатым и привилегированным. Причем сама она принадлежит именно к последним: папа Арчер Монро (Патрик Варбертон) — банкир, мама Кэтрин (Конни Нильсен) — ухоженная домохозяйка в жемчугах, младший брат Уильям (Чейс Кроуфорд) уже второй раз баллотируется в Конгресс. В начале фильма вышеозначенный папа скоропостижно умирает от сердечного приступа, и на оглашении завещания выясняется, что вдове он оставил пятьдесят миллионов долларов, сыну — двадцать, а вот дочери, против его воли выбравшей стезю общественного защитника и вдобавок вышедшей замуж за неподходящего парня (Марке Ричардсон II),— всего какой-то жалкий миллион.
Однако не успевает Лорен обидеться и разозлиться, как отцовский поверенный Гарольд (Майкл Бич) сообщает ей, что на самом деле Арчер ее любил, очень ей гордился, а потому завещал ей кое-что еще, а именно информацию о страшной семейной тайне, «которая должна остаться похороненной». Следуя посмертным указаниям отца, героиня обнаруживает на территории семейного поместья подземный бункер, а в нем сидящего на цепи косматого седого мужика по имени Морган (Саймон Пегг в чудовищном парике), которого, по его словам, Арчер засадил сюда тридцать лет назад. Теперь, когда тюремщик скончался, узник хочет на волю, но Лорен, даром что служительница закона и порядка, соглашается его отпустить не раньше, чем он поведает свою историю. Морган охотно ее рассказывает, попутно раскрывая секреты из прошлого и настоящего семьи Монро, которые, по замыслу Стайна и сценариста-дебютанта Мэттью Кеннеди, наверное, должны быть шокирующими, но оказываются просто смехотворными. Чего стоит, например, открытие, что все эти тридцать лет Арчер Монро тайно посещал любовницу, которую ласково называл «цыганская роза». На Лорен это, однако, производит такое впечатление, что она забывает и про собственные обязанности жены и матери, и про важное дело, которое ведет в суде.
Разумеется, триллер — это не совсем тот жанр, который требует сугубого реализма. Но хорошо бы героям быть правдоподобными, чтобы вызывать если не сочувствие, то интерес к их поступкам, а истории — иметь хотя бы свою внутреннюю логику. Или, напротив, картину могла бы спасти толика черного юмора, которая сделала бы нелепость характеров и ситуаций не случайной, а намеренной, переведя «Темное наследие» в категорию высокооктановой бульварщины, прекрасной именно своей полной оторванностью от жизни. Однако здесь нет ни того, ни другого, ни третьего. Конечно, Лили Коллинз не виновата, что в свои 30 лет выглядит на 14 и в строгих костюмах похожа не на сурового прокурора, а на девочку, примеряющую перед зеркалом мамины платья и туфли на каблуках,— об этом стоило подумать режиссеру и специалистам по кастингу. Однако стоит ей появиться в кадре, как вся конструкция фильма разваливается. Саймон Пегг немного более убедителен в своей роли (парик, безусловно, помогает), но только до той поры, пока в сюжете не происходит очередной «неожиданный», а на самом деле предсказуемый едва ли не с первого появления Моргана «вот это поворот».
Повторяющимся рефреном через всю картину проходит рецепт лаймового пирога, который Морган заучил наизусть, чтобы не сойти с ума в заточении. Само «Темное наследие» тоже кажется приготовленным по такому вот затверженному рецепту, где перемешались все клише и штампы из фильмов про семейные скелеты в шкафах, но какого-то важного ингредиента все же не хватило. То ли самоиронии, то ли причинно-следственных связей, то ли — страшно сказать — смысла.