Велосипеды выехали в топ продаж
Приспособлена ли Москва к передвижению на транспортном средстве
Велосипеды становятся хитом продаж во время самоизоляции. В России зафиксирован существенный рост спроса на это средство передвижения. С начала мая они занимают второе место в топе поисковых запросов на «Авито». С чем связан рост популярности велосипедов? И какие модели покупают чаще всего? Выяснял Николай Долгополов.
С одной стороны, велосипед — это возможность заниматься физической активностью, которой так не хватает на самоизоляции, с другой— альтернативный способ передвижения, без использования общественного транспорта. В период пандемии почти идеальное сочетание. Весной и летом показатели спроса по велосипедам растут из-за сезона. Однако на этот раз ажиотаж связывают с отсутствием привычных развлечений и потребностью в подвижных занятиях, говорит пиар-менеджер «Авито. Товары и услуги» Дарья Кишинская: «По всей России в апреле и в первой половине мая спрос на велосипеды вырос на 36%. Самый активный рост спроса наблюдается в Красноярске. Там, по сравнению с прошлым годом, велосипедами интересуются в два раза больше. Что касается Москвы, то здесь спрос вырос на 3%, по сравнению с прошлым годом. Мы предполагаем, что это связано с наиболее строгими мерами самоизоляции в Москве, чем в других регионах страны. Сейчас в столице их можно приобрести в среднем за 17,63 тыс. руб».
Спрос на велосипеды в этом году начал расти еще с февраля из-за теплой зимы и курса доллара. Но после введения ограничительных мер продажи упали почти до нуля — аудитория переключилась на аксессуары для домашних тренировок. Интерес к велосипедам снова стал возрастать после трех недель затишья, рассказал совладелец магазина «Велопробег» Никита Маков. Многие покупают для дачи, кому-то надоело сидеть дома, но все рассчитывают на скорое снятие ограничений. «Сейчас мы наблюдаем рост продаж где-то на 40%, по сравнению с прошлым годом, в среднем ценовом сегменте. Это велосипеды розничной стоимостью от 30 до 100 тыс. руб., причем покупатели тяготеют к нижней границе этого сегмента. Сейчас средний чек за велосипед у нас в магазине составляет 38 тыс. руб. Цены при этом поднялись на 10-15% , вслед за курсом доллара. В Москве лучше всего продаются горные велосипеды, как самые универсальные, за ними идут городские, складные, дорожные и шоссейные. Большинство покупателей приобретает их для катания по городским паркам и дачным участкам. А горный велосипед дает возможность комфортно передвигаться по тропинкам и плохим дорогам»,— пояснил Маков.
Куратор проекта по развитию велокультуры Let's bike it! Владимир Кумов пользуется велосипедом каждый день, иногда вызывает такси, но каждый раз убеждается, что первый способ передвижения быстрее. Он считает, что коронавирус еще больше подстегнет интерес к этому транспортному средству, но проблема в том, что город не приспособлен для велосипедистов: «Растущий спрос на велосипеды мы наблюдаем уже пару лет. В этом году, я думаю, он будет еще больше расти. Люди будут бояться ездить на общественном транспорте какое-то время. То есть выбор: либо ездить на автомобиле по пробкам, либо же, пока тепло, хотя бы попробовать ездить на велосипедах. Инфраструктура для велосипедистов в Москве оставляет желать лучшего, и за последние год-два она даже начала немного деградировать. Были стерты некоторые велополосы, например, на Неглинной улице, из-за отеля Ararat, еще несколько велополос. У нас до сих пор людям приходится либо ехать по тротуару, пугая пешеходов, либо же часто рисковать жизнью на проезжей части».
Пересадить пассажиров с общественного транспорта на велосипеды, совместить физическую активность с мерами самоизоляции было бы логичным решением, полагает научный руководитель Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Вадим Донченко. Для этого придется пересматривать концепцию транспортных потоков:
«Велосипедист едет изолировано, и у него всегда в полтора метра расстояние выдерживается, в этом как раз и преимущество велосипеда, поэтому и за рубежом активно развивается это направление.
Но тут надо учитывать еще тот факт, что, во-первых, там есть инфраструктура, которой у нас нет. А во-вторых, для таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, расстояния поездок рабочих очень большие, и велосипед достаточно сложно в этом случае использовать. Да, это очень хорошее решение было бы, но оно должно быть подготовлено — должны быть созданы парковки велосипедов. То есть это целая культура, которая у нас пока в зачаточном состоянии».
Продавцы и энтузиасты велодвижения сомневаются, что москвичи в едином порыве откажутся от автомобилей и будут ездить на работу на велосипедах, поскольку расстояния в столице не как в Амстердаме, а климат не как в Барселоне. Но в парках и на дорогах велосипедистов после карантина, судя по всему, значительно прибавится. При этом рассчитывать на благоприятные изменения для владельцев двухколесного транспорта в городской черте не приходится, добавляют эксперты, скорее стоит ожидать новых ограничений на передвижение.
Помимо новых велосипедов россияне стали активнее приобретать запчасти и аксессуары к ним. По данным «Авито», спрос на колеса, спицы, светоотражатели и держатели для телефонов вырос почти на 60%.