Утрату памятников связали с халатностью
В уголовном деле о пожаре в Новой Ладоге появились обвиняемые
В Ленинградской области после пожара в доме купца Шабанина, расположенного в Новой Ладоге, обвинение в халатности предъявили главе администрации Новоладожского поселения Игорю Цыганкову и его предшественнице Ольге Барановой. За пару лет в городе сгорело шесть деревянных памятников архитектуры. Обвиняемых в деле по факту уничтожения объектов культурного наследия пока нет.
Как сообщили в СКР по Ленинградской области, обвиняемыми по делу, возбужденному по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность), стали глава муниципального образования «Город Новая Ладога» Игорь Цыганков и его предшественница Ольга Баранова. Следствие считает, что они, будучи должностными лицами, должны были обеспечить сохранность объектов культурного наследия, находящихся на территории их муниципального образования: содержать объекты в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать их охрану.
По версии следствия, из-за ненадлежащего исполнения обязанностей бывшей главы администрации Новоладожского городского поселения Ольги Барановой в период с января 2018 года по 16 сентября 2019 года сгорело несколько объектов культурного наследия регионального значения. Это два жилых дома из комплекса Мухиных, дом Протодьяконовой (дом Стариковых) XIX века, а также бывшая церковно-приходская школа (здание, где в 1918 году проходила первая конференция РКП(б) Новоладожского района). Продолжились возгорания архитектурных памятников и после прихода действующего главы администрации Новоладожского поселения — Игоря Цыганкова. В середине мая пламя уничтожило расположенные на центральной улице города жилой дом П. В. Шабанина XIX века и здание казармы для рабочих казенного винного склада, построенное в конце XIX века. Как и в случае с предшественницей господина Цыганкова, следователи считают, что это произошло из-за ненадлежащего исполнения чиновником своих обязанностей.
В беседе с “Ъ” Ольга Баранова сообщила, что не понимает, в связи с чем ей предъявлено обвинение: «У меня был шок. Сколько мною было сделано для этих домов, не сделал ни один предшественник. Это передача трех объектов церквям, обновление реестра памятников, разработка концепции развития туристического кластера, а также привлечение инвестора для реконструкции шести домов, которому мой преемник отказал. Но, к сожалению, есть вандалы, которые с 2013 года поджигают дома. Проще привлечь муниципалов, чем искать поджигателей».
Получить комментарий Игоря Цыганкова не удалось: в его приемной сообщили, что глава находится в отпуске, а переданные его заместителю Елене Егоровой вопросы он оставил без ответа.
По мнению координатора движения «Живой город» Антонины Елисеевой, снизить риск поджога памятников Новой Ладоги могли видеокамеры, которые местная администрация закупила осенью прошлого года. Но с приходом нового главы оборудование устанавливать передумали, заявляет она. Отвечая на вопросы градозащитников, господин Цыганков ссылался на нецелевые расходы и возможное превышение полномочий, уточняет Елисеева. «И это притом, что в других местах камеры стоят»,— подчеркнула она.
Председатель комитета по культуре Ленинградской области Владимир Цой объяснил, что стоимость восстановления домов в Новой Ладоге оценить сложно, так как сгоревшие дома были жилым фондом, которыми не занимается ведомство. Наиболее близким по параметрам аналогом для домов в Новой Ладоге он назвал реставрацию историко-краеведческого музея в Луге, работы на котором обошлись в 30 млн рублей. При этом бюджет Новой Ладоги составляет 48 млн рублей, отметила Ольга Баранова. «Все сгоревшие дома находятся в муниципальной собственности, что заставляет и нас, и следователей думать о каком-то очень специфическом поджигателе. В Новой Ладоге есть сотни зданий: частных, промышленных, а горят только муниципальные расселенные многоквартирные дома»,— сказал Владимир Цой.
Ольга Баранова уже несла ответственность за уничтожение памятника архитектуры в Новой Ладоге. В прошлом году суд оштрафовал ее на 25 тыс. рублей из-за сноса частично сгоревшего дома Агаповой без соответствующего разрешения. Сейчас максимальная санкция по ч. 1 ст. 293 УК РФ предполагает штраф до 120 тыс. рублей, до 360 часов обязательных работ или трехмесячный арест.
Уголовные дела в СКР по Ленинградской области возбудили сразу по двум статьям — ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) и ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение объектов культурного наследия). Обвиняемых по второму пока не появилось. Дела в следственном управлении Следственного комитета России по Ленинградской области возбудили после поручения председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина (см. “Ъ” от 19.05.2020), обратившего внимание на то, что ранее при аналогичных обстоятельствах в этом же населенном пункте на протяжении последних нескольких лет сгорело не менее четырех объектов культурного наследия.