Израиль судится с собственным премьером
Биньямин Нетаньяху считает свой уголовный процесс попыткой государственного переворота
Впервые в истории Израиля действующий премьер-министр оказался на скамье подсудимых. В окружном суде Иерусалима в воскресенье начался судебный процесс, названный «Государство Израиль против Биньямина Нетаньяху». Главу правительства обвиняют во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием. Сам господин Нетаньяху считает суд над ним попыткой государственного переворота.
«Сегодня под судом находится волеизъявление народа. Речь идет о попытке отвергнуть решение избирателей и лишить власти национальный лагерь. Расследования были грязными с самого начала»,— заявил премьер Израиля Биньямин Нетаньяху журналистам. В воскресенье глава правительства приехал в суд в сопровождении своих сторонников — министров от возглавляемой им партии «Ликуд», чтобы выслушать предъявленные ему обвинения. Прежде чем войти в зал заседания, он подчеркнул, что они «смехотворны». Еще в ноябре, когда юридический советник правительства Авихай Мандельблит по итогам досудебных слушаний предъявил Биньямину Нетаньяху официальные обвинения, премьер назвал это попыткой государственного переворота. Сейчас он фактически повторил эту мысль и высказал подозрение, что господина Мандельблита заставили пойти против него исключительно шантажом.
Первое заседание было исключительно техническим и продолжалось около часа. Адвокат премьера заявил, что защите потребуется несколько месяцев на подготовку ответа на обвинительное заключение. Аналогично высказались адвокаты и других обвиняемых.
В Израиле не исключают, что судебный процесс может затянуться на несколько лет, особенно учитывая, что каждая из сторон будет иметь возможность на апелляцию.
В суд уже вызваны около 300 свидетелей обвинения. Следующее судебное заседание состоится 19 июля.
Еще на прошлой неделе Биньямин Нетаньяху пытался избежать личного присутствия на первом судебном заседании, обратившись с соответствующей просьбой к судьям и в государственную прокуратуру. Представители премьера подчеркивали, что в воскресенье обвиняемый не должен давать ответы, поэтому в его присутствии нет необходимости. Подчеркивалось, что личное присутствие Биньямина Нетаньяху потребует дополнительных расходов на охрану, а также может возникнуть проблема с соблюдением социальной дистанции.
В Израиле хоть и ослабили карантинные меры, введенные в связи с коронавирусом, некоторые ограничения по-прежнему в силе. Со своей стороны, в государственной прокуратуре подчеркнули, что «присутствие обвиняемого в момент зачтения обвинительного заключения важно с общественной точки зрения». Судьи также отклонили просьбу премьер-министра. Для соблюдения норм «социальной дистанции» в зале заседания присутствовали только обвиняемые в сопровождении одного адвоката на каждого, судьи и главный обвинитель. У всех на лицах были маски. Другие адвокаты, а также журналисты могли следить за заседанием по специальной трансляции, находясь в разных помещениях суда.
Следствие в отношении Биньямина Нетаньяху продолжалось около трех лет и касалось трех дел, которые сейчас объединены в одно. Самые серьезные обвинения — во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием — предъявлены господину Нетаньяху по «делу 4000». Оно касается предоставления финансовых льгот телекоммуникационной компании «Безек» в обмен на позитивное освещение деятельности правительства информационным порталом Walla!, который принадлежит коммуникационному гиганту. В «деле 2000» идет речь о попытках премьера договориться с владельцем одного из крупнейших в стране издательских домов Yedioth Ahronoth о лояльном освещении деятельности правительства. В обмен тому обещали принять закон, который ограничивал бы возможности их основного конкурента — бесплатной ежедневной газеты Israel Hayom, по этим делам премьера обвиняют в мошенничестве и злоупотреблении общественным доверием. Аналогичные обвинения выдвинуты и по «делу 1000». Оно касается подозрений в получении премьером дорогостоящих подарков от деловых кругов на общую сумму $300 тыс. В обвинительном заключении Биньямин Нетаньяху фигурирует как обвиняемый №1. Бывшие владельцы контрольного пакета «Безека» и Walla! Шауль и Ирис Алович — обвиняемые №2 и №3, а владелец Yedioth Ahronoth Арнон Мозес — №4.
Судебные заседания должны были начаться еще 17 марта — через две недели после последних выборов в Кнессет, в разгар коалиционных переговоров и битвы за министерские портфели.
Однако из-за пандемии коронавируса суд пришлось отложить. Это стало неожиданной удачей для Биньямина Нетаньяху.
За два месяца он смог перетянуть на свою сторону главного политического соперника, главу центристского блока «Кахоль-Лаван» Бени Ганца, расколоть ряды своих оппонентов как из левого, так и правого лагеря и в итоге сформировать правительство, связанное обещанием уйти в отставку, если Биньямин Нетаньяху не сможет оставаться на посту премьер-министра или сменного премьер-министра. Согласно коалиционным соглашениям, заключенным с Бени Ганцем, господин Нетаньяху будет возглавлять кабинет министров ближайшие полтора года, а затем станет сменным премьер-министром.
Израильское законодательство позволяет главе правительства оставаться на своем посту, даже находясь под судом — до тех пор, пока не будет вынесено окончательное решение о его вине. Именно по этой причине для Биньямина Нетаньяху было принципиально важно решить все вопросы со своим политическим статусом до суда. Собственно, он это и не скрывал, напомнив в воскресенье, что его политические соперники сделали все возможное, чтобы он предстал перед судом «побежденным политиком, бывшим премьер-министром».
Бени Ганц, обладающий сейчас статусом сменного премьера и одновременно министра обороны, напомнил в воскресенье, что «презумпция невиновности распространяется на главу правительства, как и на любого другого гражданина». При этом он подчеркнул, что он и его товарищи «полностью доверяют судебной системе». Это осторожное заявление разительно отличается от выступлений членов «Ликуда», которые не раз за последнее время обрушивались с нападками и угрозами на юридическую систему страны, в том числе судей, прокуратуру и юридического советника правительства Мандельблита. «День открытия суда над премьер-министром Биньямином Нетаньяху войдет в историю как одна из низших точек, в которой когда-нибудь находилась судебная система Израиля. Государству необходима справедливая правоохранительная система, действующая не селективно и равноправно»,— заявил в воскресенье новый спикер Кнессета и член «Ликуда» Ярив Левин.
Угрозы в адрес судей и накал страстей среди сторонников и противников Биньямина Нетаньяху достигли такой степени, что полиция была вынуждена предоставить охрану главному обвинителю на процессе, заместителю государственного прокурора Лиат Бен-Ари, а также другим участникам процесса.
Израильская левая газета Haaretz сравнила происходящее в стране с Сицилией во времена борьбы с мафией.
Около 200 сторонников «Ликуда» устроили демонстрацию в поддержку премьера прямо перед зданием суда. К ним присоединились и несколько членов правительства, включая министра транспорта Мири Регев и министра внутренней безопасности Амира Охану. За это они подверглись критике со стороны оппозиции. «Министры, сопровождающие Нетаньяху в суде, включая тех, кто несет ответственность за обеспечение правопорядка, являются национальным позором, который нельзя забывать. Это реальная попытка переворота»,— написал в своем Twitter лидер парламентской оппозиции, глава блока «Йеш Атид — ТЭЛЕМ» Яир Лапид. Его поддержали и другие оппозиционные депутаты.
Израильское движение в защиту демократии «Черные флаги» провело в воскресенье свою демонстрацию. «Нападки на судебную систему являются причиной, по которой мы поднимаем черные флаги по всей стране. Человек, обвиняемый в совершении уголовных преступлений,— не наш премьер-министр. Обвиняемый, выступающий против правосудия и правоохранительных органов, а также против половины страны,— не наш премьер-министр»,— говорится в заявлении движения. На одном из центральных шоссе Израиля появились плакаты «Глава правительства на скамье подсудимых, Израилю стыдно». Их разместило еще одно израильское «Движение за чистоту власти».