Программа невыступления
Музыкальные клубы смотрят в будущее без воодушевления
Столичная общественность обеспокоилась известиями о закрытии важных для музыкальной индустрии мест — «Мумий Тролль Music Bar», Powerhouse и «16 тонн». Борис Барабанов решил выяснить, стоит ли говорить о падении целого сегмента рынка, а заодно разузнать, как с ним обстоят дела в Санкт-Петербурге.
«Мумий Тролль Music Bar», расположенный в здании Центрального телеграфа на Тверской, 7,— ближайшее к Кремлю относительно демократичное заведение с едой и музыкой да еще с названием известной группы на дверях. Владивостокский коллектив открыл собственный клуб на родине в 2011 году, а в 2015-м открылся его столичный собрат. На афише были концерты широчайшего жанрового спектра, а в меню — блюда дальневосточной кухни. 22 мая в соцсетях появилось сообщение: «Друзья, "Мумий Тролль Music Bar" прекращает свое существование по старому адресу на Тверской, 7. Вчера нам сообщили, что все арендаторы нашего любимого здания Телеграфа должны освободить помещения до 15 августа».
В это же время на сайте ЦИАН появилось сообщение о сдаче в аренду помещения по адресу: Гончарная, 7/4, стр. 1. На фото, сопровождающем объявление,— интерьеры клуба Powerhouse. На протяжении шести лет под брендом Powerhouse работали ресторан, бар, концертная площадка и музыкальная студия. В марте вирус лишил клуб возможности принимать гостей. Площадка призвала завсегдатаев приобретать онлайн пластинки, сувенирную продукцию и сертификаты на будущие ужины.
В концертном клубе-пабе «16 тонн», который работает с 1996 года, разгорелся финансовый конфликт между группой барменов и руководством клуба. Незадолго до кризиса «16 тонн» открыли на Арбате концертный бар. Руководству, все силы которого были направлены на раскрутку нового места, пришлось заниматься еще и урегулированием конфликта.
Все три заведения — любимые публикой места, где могли пробовать свои силы молодые артисты, а известные группы обкатывали на публике свои новые программы. Музыканты могли рассчитывать на понятный и при правильном подходе к рекламе весьма существенный заработок. 100–150 тыс. руб. за концерт — не стадионный гонорар, но для многих гораздо больше, чем доходы от стриминга или продажи дисков.
Увы, судьба «Мумий Тролль Music Bar» была предрешена еще до карантина. Новая девелоперская компания Vos’hod, созданная крупным игроком в сфере недвижимости RT&I, выкупила 55 тыс. кв. м площадей в доме на Тверской, 7. С точки зрения «Мумий Тролль Music Bar», ставка аренды, которую установили новые хозяева, для клуба была неподъемной. «Пандемия лишь ускорила процесс,— сообщили “Ъ” в клубе.— Проще, воспользовавшись ситуацией, найти новое место с адекватной арендой». До 1 сентября владельцы площадки планируют решить вопрос с новой дислокацией и через пять-шесть месяцев открыться снова.
По словам основателя Powerhouse Андрея Алгоритмика, о закрытии клуба речь не идет. Риэлторы раз в полгода размещают объявление об аренде на ЦИАН, чтобы понимать спрос на рынке. Сейчас из помещения Powerhouse ведутся трансляции онлайн-концертов. С 1 июня начнется строительство летней веранды.
Арт-директор «16 тонн» Павел Камакин сообщил “Ъ”, что внутренний конфликт исчерпан, новая площадка на Арбате ждет «на низком старте», когда можно будет открыться, кухня работает навынос. Сейчас господин Камакин находится на последней стадии переговоров об открытии площадки в формате drive-in (концерты для автомобилистов под открытым небом). «Но каждый следующий месяц простоя ранит больнее»,— говорит господин Камакин.
Простой ранит площадки, но еще больше — артистов, которые привыкли выступать на них, иногда несколько раз в год. Привычного же расписания концертов, которое кормило годами, нет, и неизвестно, когда оно появится снова.
Осеннее расписание в городе на Неве очень плотное: многие концерты перенесены на полгода. Текущий период площадки переживают, например, устраивая онлайн-лекции, как Social Club на улице Рубинштейна. «Нам повезло, у нас изначально проект был рассчитан на онлайн-концерты,— говорит арт-директор культурного центра "Сердце" Леонид Новиков.— Некоторым группам по ходу выступлений "в шапку" накидали суммы, сравнимые с их обычным заработком».
Деятелей питерской клубной индустрии, как и москвичей, больше, чем негативный прогноз, беспокоит неясность. «Событие нужно готовить минимум два месяца,— говорит арт-директор клуба "Морзе" Денис Рубин.— Если бы мы знали, что все откроется не раньше 2021 года, это было бы дико плохо, но мы понимали бы: сейчас делаем что-то другое и не пытаемся готовить сложное событие на сентябрь. А так есть опасность обратной ситуации: решаем, что пока ничего не будет, и вдруг 1 сентября объявляют, что все уже можно. А ничего и нет».