«В городе огромное количество земли, которая лежит мертвым грузом»
Михаил Малоземов, директор независимой экспертной компании «СанГиК»
— Екатеринбург — город с большим количеством промышленных предприятий, окруженных санитарно-защитными зонами. Какие ограничения это накладывает на застройщиков?
— Санитарно-защитные зоны — это, прежде всего, земельный ресурс. Нам говорят, земли в городе осталось мало, нужно сносить цыганские поселки и малоэтажки, развивать окраины. При этом решение лежит буквально у нас под ногами: гектары земли, спрятанные за аббревиатурой СЗЗ (санитарно-защитные зоны) и ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территорий). Они могут стать той точкой роста, которая преобразит Екатеринбург. Однако это возможно только при правильном подходе. Дело в том, что у нас на сегодняшний день не существует реестра защитных зон, и застройщики могут только догадываться о том, где им можно строить, а где они рискуют нарваться на санкции.
— Можно ли как-то избежать подобных рисков?
— Можно инициировать регистрацию и сокращение СЗЗ. Но для этого необходимо содействие со стороны владельца предприятия, так как в Роспотребнадзор необходимо будет предоставить информацию о производстве. К сожалению, механизмов воздействия на собственников сегодня в России нет. На Западе владелец предприятия финансово заинтересован сократить свою СЗЗ, так как за нее приходится выплачивать большие налоги. У нас эти земли налогами не облагаются. Соответственно, любой собственник, имеющий большой кусок земли за забором, не имеет стимула, чтобы его уменьшить. Более того, предприятию дешевле заплатить штраф за неустановление СЗЗ, чем заплатить за разработку проекта зоны.
— О каких суммах идет речь?
— Штрафы за неустановленные СЗЗ для юридических лиц составляют до 50 тыс. руб. Разработка санитарно-защитной зоны для маленького объекта, например, заправки стоит порядка 100 тыс. руб., для крупного завода — 3–4 млн руб.
— Чем опасно для мегаполиса наличие большого количества санитарно-защитных зон?
— Город не развивается. Застройщики вынуждены возводить объекты в чистом поле, а будущие жильцы — переплачивать за подвод коммуникаций и терпеть отсутствие инфраструктуры. Мы очень много говорим о частной застройке в Екатеринбурге, но СЗЗ уродуют город не меньше. У нас под боком пример Верхней Пышмы, где «Уралэлектромедь» сократил свою СЗЗ, и теперь там строятся театры, музеи, парки и т.д. Это та самая точка роста, которая придала импульс развитию города. У Екатеринбурга тоже есть законный способ развивать внутригородские территории. Чиновникам и застройщикам нужно сделать всего три шага. Во-первых, создать реестр существующих (установленных) санитарно-защитных зон и внести их в Генплан. Во-вторых, оценить потенциал этих зон. Сократить СЗЗ там, где это возможно. В-третьих, использовать высвободившиеся земли для развития города, разработать механизм взаимодействия между предприятиями, Роспотребнадзором, мэрией, Стройнадзором. Кроме того, нужен механизм, который бы не позволил предприятиям шантажировать застройщиков, а такое случается чаще, чем хотелось бы. Налоги? Возможно. Хотя хочется все же найти цивилизованное решение, основанное на добровольном желании сделать наш город лучше.