Долгий путь вверх
Нефтяной рынок начал медленное восстановление
Прошел почти месяц после заключения новых соглашений в рамках сделки ОПЕК+, оказавшей стабилизирующее влияние на мировой нефтяной рынок. По предварительным оценкам, с 1 мая с рынка уже удалось убрать около 9,7 млн баррелей в сутки. Это добавляет оптимизма прогнозам: по мнению аналитиков, в ближайшее время цена на нефть будет колебаться в пределах $30–35 за баррель сорта Brent, а в 2021 году котировки сохранят тенденцию к росту. Впрочем, негативное воздействие на мировой рынок могут оказать вторая волна коронавируса, а также дальнейшее ухудшение торговых отношений между США и Китаем. Но пока восстановление спроса на нефть в КНР, Японии и Южной Корее, первыми прошедшими через пандемию, происходит быстрее прогнозов, что подталкивает нефтяные котировки вверх.
Аналитики Morgan Stanley заявили, что худшее для нефтяного рынка, переживающего один из самых серьезных кризисов в своей истории, уже позади. Март и апрель стали катастрофическими для нефтяников как с точки зрения спроса, пораженного распространением коронавируса и введением крупномасштабного локдауна для мировой экономики, так и ценовой войны, развязанной в марте участниками сделки ОПЕК+. Ее логика сводилась к тому, чтобы страны с низкой себестоимостью добычи нефти уменьшили производство для поддержания цены, сокращая свою долю рынка в пользу производителей с более высокой себестоимостью добычи, в частности сланцевой нефти из США.
Но некоторых участников это не устраивало, и 6 марта страны, входившие в коалицию, не смогли договориться об условиях ее очередного продления (в частности, Эр-Рияд требовал от Москвы дополнительного снижения добычи на 500 тыс. баррелей в сутки), и 1 апреля сделка, заключенная в конце 2016 года, была отменена. Это обрушило цены на рынке до отрицательных значений, и 12 апреля участники ОПЕК+ договорились о новом сокращении добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки в мае—июне, 7,7 млн во втором полугодии и 5,8 млн — до конца апреля 2022 года. Базой отсчета послужил октябрь 2018-го, но для РФ и Саудовской Аравии были взяты 11 млн баррелей в сутки, от которых по аналогии со всеми идет снижение на 23%, 18% и 14% соответственно. В балансировке рынка согласились участвовать также США, Канада, Норвегия и Бразилия.
При этом факторы, которые повлияли на разрыв соглашения 2016 года, по оценкам экспертов рейтингового агентства НКР, не исчезнут и после окончания карантина. В частности, это стремление США быть нетто-экспортером на мировом рынке нефти (в 2019 году страна впервые за 67 лет стала нетто-экспортером энергоносителей в целом), ожидание пика спроса на нефть на горизонте 15–20 лет из-за электромобилизации, а также нежелание Саудовской Аравии и дальше исполнять роль производителя, стабилизирующего нефтяной рынок.
Отрасль зализывает раны
Впереди у отрасли непростой путь к восстановлению, так как значительные по объемам нефтяные запасы по-прежнему продолжают давить на рынок. Morgan Stanley прогнозирует цены на сорт Brent в четвертом квартале текущего года на уровне $35 за баррель, а среднюю цену по итогам второго квартала 2020 года — $25 за баррель североморской марки из-за апрельского обрушения котировок в отрицательные значения. По оценке аналитиков Morgan Stanley, спрос на нефть вряд ли вернется на докризисный уровень до конца 2021 года.
Распространение COVID-19 не только замедляет экономику, но и меняет потребительское поведение. Так, например, многие компании планируют оставить часть персонала на удаленке и после завершения эпидемии коронавируса, что неизбежно приведет к сокращению потребления на топливном рынке дорожного транспорта, несмотря на первые проблески начала роста спроса после частичного снятия локдауна в ряде стран.
На рынке авиатоплива, по мнению аналитиков Wood Mackenzie, восстановление прежних объемов спроса ожидается не ранее 2022 года. Rystad Energy предсказывает сокращение спроса в этом сегменте в 2020 году на 33,6%, или на 2,4млн баррелей в сутки, по сравнению с прошлогодним уровнем — 7,2 млн баррелей в сутки. В 2021 году потребление авиатоплива может почти сравняться с показателем 2019-го и достичь 6,9 млн баррелей в сутки.
Страны-производители, впервые столкнувшись с таким обрушением спроса на нефть, принимают неординарные меры для поддержки национальной нефтегазовой промышленности. Так, например, правительство Аргентины (переживающей сейчас уже девятый в истории дефолт) специальным указом установило внутреннюю цену на нефть на уровне $45 за баррель до конца 2020 года. Взамен нефтяников обязали сохранять объемы производства и занятость на уровне докризисного 2019-го.
Российские власти ввели временный запрет на импорт нефтепродуктов до 1 октября текущего года для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Кроме того, правительство РФ должно к середине июня разработать меры поддержки нефтяной отрасли. В частности, предполагается вывести компании из-под санкций за нарушение планов разработки нефтяных месторождений из-за сокращения объемов добычи нефти, вызванного участием компаний в соглашении ОПЕК+.
Снижение нефтяных котировок негативно отразилось и на экономике Соединенных Штатов. С конца марта добыча нефти в США сократилась на 1,1 млн баррелей в сутки, опустившись ниже 12 млн баррелей в сутки к началу мая. Негативное влияние падения инвестиций в основной капитал нефтяной промышленности (что сказывается и на банковской системе страны) перевешивает выгоды потребителей от низких цен на бензин на внутреннем рынке. Согласно оценкам аналитиков Reuters, к концу первой половины 2020 года Соединенные Штаты сократят производство нефти на 1,7 млн баррелей в сутки.
Непростой выбор
В ближайшей перспективе ситуация на мировом нефтяном рынке зависит от соглашения ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией и Россией. В июне этим двум странам, а также другим участникам сделки предстоит решить, следует ли снижать уровень сокращений с 23% до 18% объемов производства. Пока в ОПЕК доминирует мнение о сохранении 23-процентного уровня сокращения на длительный период. В мае Саудовская Аравия объявила о дополнительных сокращениях добычи на 1 млн баррелей в сутки, что ведет к снижению производства в стране примерно до 7,5 млн баррелей в сутки с начала июня. На фоне выполняемых соглашений по сокращению добычи нефти со стороны государств—участников соглашения ОПЕК+, а также дополнительных сокращений, объявленных с июня Саудовской Аравией, ОАЭ и Кувейтом, ситуация на нефтяном рынке стабилизируется. Российские компании, согласно первым комментариям, стараются выполнить взятые РФ обязательства. Представители отечественных игроков отмечают, что сокращение добычи и закрытие ряда наиболее убыточных скважин ведет к оздоровлению существующего фонда и дает больше возможностей для развития наиболее перспективных проектов.
Что касается крупнейших европейских нефтедобывающих корпораций — Shell, BP, Total и Equinor, все они, оказавшись под нарастающим давлением акционеров, инвесторов, властей и экологов, за последние годы разработали стратегии энергоперехода к «чистой энергетике» и становлению собственного электроэнергетического бизнеса. Эти планы сейчас активно критикуются за медленные темпы реализации, тем не менее стратегический выбор компании сделали.
Согласно оценкам Международного энергетического агентства, экономические проблемы, вызванные коронавирусом, могут лишь замедлить темпы перехода на возобновляемую энергетику в текущем году, но серьезного влияния на долгосрочные перспективы развития мировых энергосистем оказать не в состоянии. Доля ископаемых источников энергии — угля, нефти и природного газа — в глобальном энергобалансе будет неуклонно сокращаться, чему будут способствовать политические решения, принимаемые сегодня в большинстве стран мира.