Укол «революцией зонтиков»
Запад открывает гонконгский фронт
Власти Гонконга в понедельник призвали к скорейшему принятию законопроекта о безопасности бывшей британской колонии, внесенного в повестку проходящей в Пекине сессии Всекитайского собрания народных представителей. В их заявлении отмечается, что в случае дальнейшего промедления Гонконг рискует превратиться в очаг терроризма и экстремизма. Возможное лишение Гонконга статуса специального административного района КНР на основе формулы «одна страна, две системы» создает новый конфликт в отношениях Китая с Западом. На сей раз инициатором давления на Пекин помимо США выступает Великобритания, считающая действия КНР нарушением «исторического соглашения», подписанного в 1984 году.
Скандальный законопроект о национальной безопасности в специальном административном районе Китая, вынесенный на рассмотрение сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), будет принят на этой неделе, несмотря на новый всплеск «революции зонтиков» в Гонконге.
О том, что ситуация в бывшей британской колонии выходит из-под контроля местных властей и требует создания законодательной базы для наведения порядка центральными властями в Пекине, заявил в понедельник секретарь городской администрации по вопросам безопасности Джон Ли. «Терроризм растет в городе, деятельность, которая наносит ущерб национальной безопасности, включая выступления за «независимость Гонконга», становится все более неуправляемой»,— отметил Джон Ли, по словам которого «всего за несколько месяцев Гонконг превратился из одного из самых безопасных городов в мире в город, окутанный тенью насилия».
Полную поддержку готовящемуся в Пекине законопроекту выразил и комиссар полиции Гонконга Крис Тан, указавший на то, что в действиях протестующих просматривается иностранный след — «изъятые взрывчатые вещества схожи с теми, которые обычно использовались в террористических атаках за рубежом».
Местные власти делают упор на версию о том, что под видом студенческих выступлений в Гонконге создается скрытый очаг терроризма и экстремизма.
В свою очередь, Пекин всячески дает понять, что законопроект все равно будет принят, однако в отношениях КНР и Гонконга мало что изменится, в связи с чем давление Запада на Пекин и опасения иностранного бизнеса, готовящегося паковать чемоданы, полностью беспочвенны.
«Резолюция ВСНП будет касаться крайне малого количества действий, которые серьезно угрожают национальной безопасности»,— пояснил в воскресенье глава МИД КНР Ван И. По его словам, новый закон никак не затронет особый статус Гонконга, права и свободы его жителей и привлекающий инвесторов уникальный деловой климат финансового центра Азии.
В то время как Пекин демонстрирует решимость принять законопроект, его западные оппоненты демонстрируют не меньшую решимость задействовать все механизмы международного давления, чтобы заставить Китай заплатить за свои действия в Гонконге максимальную цену.
О том, какие ответные шаги предпримет Вашингтон, в интервью телеканалу NBC рассказал в воскресенье советник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен.
«Коммунистическая партия Китая пообещала Великобритании в 1984 году при подписании совместной декларации, что Гонконг сохранит (определенную.— “Ъ”) степень автономии, свой стиль жизни до 2047 года. Теперь, за 27 лет до истечения этого срока, похоже, с этим законопроектом о национальной безопасности они фактически захватят Гонконг. Если они это сделают, госсекретарь Помпео скорее всего не сможет подтвердить в соответствии с законом 2019 года о правах человека и демократии в Гонконге, что Гонконг сохраняет высокую степень автономии»,— заявил господин О'Брайен, указав на то, что «если это случится, то будут введены санкции против Гонконга и Китая».
По словам советника президента США, «тяжело представить, что Гонконгу удастся остаться финансовым центром Азии», поскольку из него уйдут крупные международные компании, после чего Пекин «потеряет доступ к капиталу других стран».
Впрочем, в отличие от скандала с коронавирусом, на роль главного инициатора международного давления на Пекин выдвигаются все же не США, а упомянутая Робертом О’Брайеном Великобритания.
«Мы глубоко обеспокоены предложениями о введении закона, касающегося национальной безопасности Гонконга. Подписанная Соединенным Королевством и Китаем юридически обязывающая Объединенная совместная декларация предусматривает, что Гонконг будет иметь высокую степень автономии»,— говорится в инициированном Лондоном совместном заявлении глав МИД Великобритании, Австралии и Канады Доминика Рааба, Марис Пейн и Франсуа-Филиппа Шампаня.
В Лондоне все громче говорят о том, что готовящийся к принятию законопроект нарушает ключевой принцип «одна страна, две системы», вошедший в «историческое соглашение» 1984 года по переходу бывшей британской колонии под юрисдикцию КНР. Напомним, это соглашение подписали в китайской столице премьер-министр Маргарет Тэтчер и китайский премьер Чжао Цзыян, после чего в 1997 году британский Гонконг превратился в специальный административный район Китая Сянган.
Одним из наиболее активных критиков действий Пекина выступает последний британский губернатор Гонконга Крис Пэттен, который стал архитектором современной политической системы Гонконга и покинул его последним в ночь на 1 июля 1997 года. «Сегодня мы видим новую китайскую диктатуру. Китай предал народ Гонконга, который в очередной раз увидел, что ему верить нельзя»,— заявил в интервью лондонской Times Крис Пэттен. По его мнению, готовящийся законопроект по национальной безопасности — «это полное разрушение Совместной декларации 1984 года».
«Китай нужно остановить, иначе мир станет гораздо менее безопасным местом и произойдет дестабилизация либеральной демократии во всем мире»,— заявил Крис Пэттен.
И добавил: «Британия несет моральную, экономическую и юридическую ответственность за Гонконг, поскольку мы подписали соглашения. Если мы не будет нести ответственность за Гонконг, то за что мы тогда отвечаем?»
Имеющий немало сторонников в Гонконге Крис Пэттен и раньше призывал их «не сдаваться» и продолжать борьбу, в связи с чем МИД КНР назвал его «подстрекателем» и «грешником тысячелетия, который будет прибит к позорному столбу истории».
На фоне усилившихся британо-китайских трений посол КНР в Лондоне Лю Сяомин в понедельник призвал британскую сторону к сдержанности. «Мы требуем от Лондона объективно взглянуть на эту законодательную проблему, проявить уважение к ключевым интересам Китая и перестать вмешиваться»,— заявил глава китайской дипмиссии, обративший внимание на то, что в связи с ситуацией в Гонконге отношения двух стран стали портиться еще в прошлом году.
На этом фоне ведущие британские СМИ указывают на сворачивание сотрудничества с Пекином, инициированное правительством Бориса Джонсона. По сообщению Times, премьер Джонсон уже поручил группе экспертов под руководством главы МИД Доминика Рааба разработать программу Project Defend («Проект защиты»), призванную обеспечить страну собственными стратегическими товарами, в настоящее время поставляемыми из Китая. По данным британских экспертов, речь идет о 71 категории товаров, включая продукцию фармацевтики, промышленные химикаты, металлические изделия и потребительская электроника, в том числе мобильные телефоны и ноутбуки.
Кроме того, как сообщает Telegraph, к 2023 году Лондон намерен свести к нулю участие китайской компании Huawei в инфраструктуре британской сети 5G. Ранее правительство Джонсона разрешило Huawei ограниченный доступ к развитию сети 5G, при условии, что ее технологии не будут допущены к «чувствительным» областям, связанным с национальной безопасностью, включая их использование на британских ядерных объектах и военных базах.