Аптеки не интересуют друг друга
Число сделок по слиянию и поглощению среди фармритейлеров резко сократилось
В первом квартале 2020 года наметившаяся в прошлом году тенденция по сокращению числа сделок M&A на рынке фармацевтического ритейла усугубилась. Если ранее в основном только крупные аптечные сети отказывались покупать региональные точки, то теперь интерес к этому теряют и локальные игроки. В итоге с января по март количество сделок сократилось почти в два раза.
В первом квартале 2020 года на рынке фармацевтической розницы состоялось 14 сделок по слиянию и поглощению — почти в два раза меньше, чем годом ранее, когда их количество достигало 26. Соответствующее исследование провели аналитическая компания Alpharm и отраслевое издание «Фармацевтический вестник», с которым ознакомился “Ъ”. Согласно ему, крупнейшей сделкой в первом квартале стала продажа 39 точек калининградской «Формула здоровья» сети «Ригла», которая также приобрела по пять аптек архангельской «Панацеи» и камчатского «Парацельса». Московская «Межрегиональная розничная фармацевтическая компания» (бренд A.V.E.) выкупила 15 точек столичной сети «Флория». По 11 точек приобрели вологодская «Антей» и новосибирская «Мелодия здоровья» у сети «Аптека29.ру» в Архангельской области и ярославской «Юкон» соответственно.
Для сравнения: в первом квартале 2019 года наиболее крупной сделкой была покупка ростовской «Фармацевт+» 155 точек «Юг Фарма», еще суммарно 164 аптеки выкупила пермская «Аптека от склада» у четырех игроков в различных регионах.
В марте этого года в аптечных сетях был резкий рост продаж, напоминает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Благодаря этому у владельцев компаний могла отпасть необходимость продавать бизнес, полагает он.
Кроме того, у крупных сетей стал пропадать интерес к сделкам еще в прошлом году, когда впервые с 2016 года на розничном фармацевтическом рынке произошло падение в натуральном выражении на 1,8% год к году.
По итогам 2020 года ситуация может усугубиться, так как за ажиотажным спросом на аптечный ассортимент в марте последовало резкое падение в апреле. Кроме этого, лето традиционно отличается низкими продажами. Поэтому не исключено, что количество предложений о продаже аптечного бизнеса увеличится, но покупателей, в свою очередь, сократится, резюмирует господин Шуляк.
Вместо наращивания числа точек аптечные сети их сокращали. По данным Alpharm и «Фармвестника», из-за снижения трафика в торгцентрах ряд крупных сетей временно закрыли часть расположенных там точек. Так, к концу апреля число точек ГК «Эркафарм» («Доктор Столетов», «Озерки») уменьшилось на 102, сети «Мелодия здоровья» — на 37, «Неофарм» (бренды «Неофарм» и «Столички») — на 30. Возобновить работу предполагается по мере восстановления трафика. В «Ригле», например, полагают, что это можно будет сделать, когда торгцентры вернут не менее 70% арендодателей.