«Если я пойду в бой, я должен быть уверен, что выиграю»
Президент Литвы Гитанас Науседа — в 10 цитатах
“Ъ” предлагает читателям узнать поближе лидеров стран бывшего СССР — что они говорят о своих взглядах, личной жизни и окружающем мире. Герой этого выпуска — президент Литвы Гитанас Науседа.
Об управлении государством
«К сожалению, государство подобно кораблю, его штурвал не похож на руль Ferrari: его, в отличие от автомобильного руля, нужно многократно поворачивать, чтобы он менял курс. Но когда вы знаете, по какому пути вы идете, вы можете это делать. А если у вас нет представления о пути, то и хороший корабль не поможет».
2 января 2020 года в интервью порталу DELFI.
О русском языке
«Было бы очень наивно связывать язык с геополитикой. Если со мной хотят общаться на русском языке, я иду навстречу. Когда некоторые люди говорят, что в этом случае лучше говорить на английском, я спрашиваю: а вы читаете Достоевского на английском? Наверное, если вы можете говорить на обоих языках, вы хотели бы читать Достоевского на русском».
28 мая 2019 года в интервью BBC.
О детстве
«Большую часть времени я проводил на свежем воздухе, гоняя мяч. Мне это нравилось больше всего. Внутри у меня была "пружина", которая заставляла меня больше двигаться. Часто получал травмы, колени были в крови. Только снимали швы в одном месте — надо было накладывать в другом».
7 октября 2018 года в интервью порталу 15min.lt.
О критике и влиянии
«Есть два типа критики: критика, которую вы заслуживаете, потому что вы могли бы сделать что-то лучше, а другая — профессиональная критика со стороны людей, которые не могут не критиковать... Существует борьба за влияние на президента. И те люди, которые хотели оказать такое влияние с первых дней и получили отрицательный ответ, теперь негативно проявляют себя в публичном пространстве, пытаясь отомстить за то, что им не удалось получить доступ к президенту».
16 сентября 2019 года в интервью порталу tv3.lt.
О частном и государственном
«Я правоцентрист. Я не верю в эффективность государственной собственности и способность государства управлять своим бизнесом так же эффективно, как частный капитал. Иные убеждения сбивают меня с ног».
7 октября 2018 года в интервью порталу 15min.lt.
О неудобных вопросах
«Я не боюсь никаких вопросов. Даже тех, на которые у меня нет ответа. Если нет ответа на конкретный вопрос, я говорю, что сейчас ответить не могу. Но что касается табуированных вопросов, за исключением разве что вопросов оскорбляющих личность, их нет».
27 мая 2019 года в интервью порталу DELFI.
О России и россиянах
«Моя политика в отношении России вряд ли изменится. Вряд ли возможно поддерживать теплые отношения со страной, которая, к сожалению, сейчас является агрессором по отношению к Украине... Хотелось бы не использовать такие термины, которые были бы неприятны для россиян. Если мы используем жесткие термины, это еще и передается через СМИ России в таком виде, который создает имидж Литвы как врага. Думаю, люди должны общаться, обмениваться опытом... Хотелось бы побольше видеть в Литве спектаклей прекрасного русского театра, классической музыки».
28 мая 2019 года в интервью BBC.
О великих политиках
«Самыми выдающимися в мире были Уинстон Черчилль и Рональд Рейган. Это сильные личности, которые в свое время принимали решения, которые было сложно преподнести публике. Рейган пришел к власти в то время, когда США было нелегко. И, возможно, действия Рейгана трудно анализировать без связи с Маргарет Тэтчер. Когда я изучал экономику, я много уделял времени как "рейганомике", так и экономической доктрине Тэтчер... Черчилль — человек, который мог оценивать ситуацию с необычайной интуицией и принимать решения, продиктованные исторической логикой. Он был в состоянии делать это отлично, несмотря на сопротивление большинства».
7 октября 2018 года в интервью порталу 15min.lt.
О своем характере
«Если бы вы сказали моим дочерям "у вас строгий папа", они, вероятно, иронично улыбнулись бы. Я не такой строгий и жесткий, каким мне, возможно, приходится иногда казаться».
25 марта 2018 года в эфире телеканала TV3 Televizija.
О победах и поражениях
«Я все еще амбициозен — если я пойду в бой, я должен быть уверен, что выиграю, потому что я не очень люблю поражения, независимо от того, о какой сфере жизни мы говорим, даже о невинной игре в шахматы. Я не хотел бы играть с каким-то гроссмейстером... Проигрывать всегда легче, когда ты еще очень молод, когда можешь проиграть, набраться опыта и думать, что победы впереди. С возрастом пережить поражение становится все труднее».
20 июня 2018 года в интервью изданию Universiteto Zurnalistas.