Сотовые операторы выходят на плато
Рынок ждет замедление роста из-за пандемии
МТС первой из сотовых компаний официально пересмотрела прогноз на год с учетом пандемии, допуская остановку роста выручки. Конкуренты тоже ждут замедления роста и снижения продаж сим-карт, в том числе из-за сокращения числа мигрантов. Но операторам в любом случае придется увеличивать вложения, чтобы удержать позиции на фоне усилившейся конкуренции, считают аналитики.
МТС пересмотрела прогноз по выручке на 2020 год, следует из отчетности компании по итогам первого квартала. Если ранее группа ожидала роста на 3%, то теперь рассчитывает на сохранение выручки на уровне прошлого года либо рост в пределах тех же 3%. На корректировку повлияло увеличение пользования интернетом при снижении востребованности голосовых услуг, частичное закрытие салонов из-за ограничительных мер в связи с пандемией и падение выручки от роуминга из-за закрытия границ.
Также в компании ожидают снижения или сохранения на уровне 2019 года показателя OIBDA, на который в том числе повлияет обесценивание розничных кредитов в МТС-банке, снижение продаж сим-карт и шаги по оптимизации розницы.
Уже по итогам апреля МТС допускает снижение продаж кредитных продуктов на 60% к марту, объемов продаж сим-карт — на 35%, а смартфонов — на 40%.
При этом компания сохраняет прогноз по капитальным затратам на уровне 90 млрд руб., которые пойдут в том числе на развитие сети LTE, цифровых сервисов и внедрение коммерческих решений 5G.
Группа Veon, владеющая российским «Вымпелкомом», в отчетности за первый квартал отказалась давать прогноз на год, но в самом операторе признают, что последствия коронавируса повлияют как минимум на результаты второго квартала. Кроме сокращения доходов от международного роуминга на выручку операторов, по оценке Tele2, негативно повлияют замедление деловой активности, особенно среди малого и среднего бизнеса, и сокращение числа мигрантов. «Из-за необходимости оптимизировать затраты абоненты будут откладывать приобретение нового смартфона и менее регулярно вносить оплату за использование неосновных сим-карт»,— добавляют в компании. Снижение продаж сим-карт и смартфонов из-за закрытия салонов связи и снижения трафика в работающих точках может привести к сокращению числа абонентов во втором квартале, допускают в Tele2.
«МегаФон» еще не отчитывался по итогам первого квартала и не давал прогнозов, но в компании признают, что столкнулись с практически полным сокращением выручки от роуминга, снижением продаж в рознице и оптимизацией клиентами затрат на связь, особенно в сфере малого бизнеса. На финансовые показатели, по оценке компании, также оказывает давление неблагоприятная курсовая разница: она влечет рост стоимости импортного оборудования, в то время как операторы активно расширяют сети в условиях повышенной нагрузки.
Тот факт, что МТС уверенно продолжает увеличивать CAPEX и не опасается заметного ухудшения финансовых показателей на фоне кризиса, говорит о том, что компания осознанно делает ставку на увеличение емкости сети в самых напряженных точках и улучшение пользовательского опыта, что в среднесрочной перспективе позволит ей сохранять или даже укреплять доминирующую позицию на рынке, считает управляющий партнер AC&M Михаил Алексеев.
«При этом очевидно, что некоторым другим операторам будет непросто ответить таким же увеличением капитальных инвестиций. В результате диспаритет в темпах роста выручки МТС и, например, "Вымпелкома", вероятнее всего, будет нарастать»,— добавляет эксперт.
В среднесрочной перспективе инвестиции в сеть позволят привлечь и удержать клиентов, в том числе корпоративных, это должно быть в приоритете всех операторов, согласен гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Как раз за счет новых услуг корпоративным клиентам, полагает он, операторы и смогут компенсировать часть выпадающих доходов.