Только для квалов
Полина Смородская о том, от чего защищает инвесторов регулятор
Сегодня может состояться последний раунд переговоров профсообщества с регулятором в рамках комитета по финансовым рынкам Госдумы по поводу законопроекта о категоризации инвесторов. К этой встрече участники получили последнюю версию законопроекта, которая так и не учла основные предложения рынка. Неквалифицированным инвесторам будут доступны без тестирования только ценные бумаги из котировальных списков, ограничение последнего слова определенной суммой и ограничение доступа иностранных ценных бумаг на российские площадки только теми, которые входят в индексы, устанавливаемые Банком России.
Законопроект многострадальный, об него было сломано много копий, по его поводу исписано много бумаги, но добиться более широких возможностей для частных инвесторов по приобретению иностранных ценных бумаг профсообществу не удалось. Как рассказал “Ъ” источник, близкий к регулятору, решение уже принято по всем вопросам, в частности по иностранным ценным бумагам: разрешить их только через индексы. Еще недавно брокеры могли ожидать некоторую поддержку со стороны Минфина. Но, по словам собеседников “Ъ”, министерство не будет выступать против текущей версии законопроекта. А по заявлению главы комитета Анатолия Аксакова, законопроект будет принят еще в весеннюю сессию.
Больше всего от этого пункта преткновения пострадает Санкт-Петербургская биржа, на которой уже обращается более 1,2 тыс. иностранных ценных бумаг, объем торгов по ним в мае составил $11,2 млрд. Это половина всего объема торгов акциями, депозитарными расписками и паями на Московской бирже. Неудивительно, что последняя заинтересовалась перспективным рынком и даже провела ряд консультаций с крупнейшими брокерами. И принятие законопроекта о категоризации инвесторов в действующей версии, которую лоббирует ЦБ (один из акционеров Московской биржи), может сыграть бирже на руку. Законопроект притормозит рост торгов Санкт-Петербургской биржи, что даст шанс московской площадке успеть заскочить в уходящий поезд.
Участники рынка уверены, что закон вреден и для инвесторов, и для финансового бизнеса, на него нет социального запроса, однако Банк России позиций не сдает. «Такое впечатление, что от закона теряют все, кроме отдельных менеджеров регулятора, которые работают на свои KPI вне привязки к развитию рынка»,— говорит один из представителей индустрии. Причем в последней редакции затрагиваются интересы не только брокеров, которые будут вынуждены сократить ассортимент доступных по умолчанию инструментов, но и управляющих компаний — у них возрастает риск появления на рынке иностранных ETF, что может ударить по формирующейся индустрии БПИФов.