Россия — родина баллов
Минпромторг подготовил новые правила локализации судостроения
Минпромторг предлагает перейти на балльную систему оценки уровня локализации в судостроении. Теоретически это должно облегчить верфям задачу признания их продукции российской, что уже является обязательным требованием для доступа, например, к крабовым аукционам. В дальнейшем Минпромторг планирует предоставлять больший объем субсидий тем судам, которые будут строиться со значительным превышением минимальных требований. В отрасли пока осторожно оценивают данную инициативу.
Как стало известно “Ъ”, Минпромторг подготовил новую редакцию постановления 719 (содержит перечень операций и оборудования, необходимого для признания продукции произведенной в РФ) в части, касающейся судостроения. В частности, министерство предлагает перейти на балльную систему подсчета уровня локализации. Подобная система уже действует в автопроме. Сейчас постановлению 719 должны соответствовать малые рыбопромысловые суда и суда, построенные в рамках крабовых аукционов. Кроме того, планируется обязать бизнес использовать только российские суда для некоторых видов работ (см. “Ъ” от 1 августа 2019 года).
Как отмечается в письме главы профильного департамента Минпромторга Бориса Кабакова, разосланном 25 мая отраслевым предприятиям и верфям (копия есть у “Ъ”), проект постановления подготовлен «с учетом критических замечаний отраслевых предприятий о сложности соответствия некоторым пунктам требований к продукции судостроения».
В новой редакции каждой категории судового оборудования присваивается определенное количество баллов, которые формируются пропорционально стоимости, поясняется в документе.
Наибольшее число баллов закреплено за балластной системой плавучего блока (700 баллов), главной энергетической установкой (450 баллов), крышками трюмов (375 баллов), оборудованием для пожаротушения (350 баллов), понтоном-противовесом плавучего блока (300 баллов), санитарно-гигиеническим оборудованием и оборудованием для кают-компаний, а также буксирными лебедками (по 250 баллов), винто-рулевыми колонками (245 баллов), трюмными холодильными и морозильными машинами (230 баллов), гребными электродвигателями и гребным валом (по 200 баллов). Кроме того, чтобы суда были признаны российскими, у верфи, как и раньше, должны быть права на техническую документацию, а на территории РФ должны быть обязательно проведены закладка судна, формирование корпуса, спуск на воду, проведение швартовых и ходовых испытаний и сдача судна.
Дополнительные баллы можно получить за резку металла, изготовление и насыщение секций, а также использование российского сырья и краски.
В итоге с июля 2021 года для объектов морской и речной техники необходимо набрать не менее 1,5 тыс. баллов, для морских судов — не менее 2 тыс. баллов, для судов смешанного (река—море) и внутреннего плавания, а также рыболовных судов — 2,5 тыс. баллов.
Каждые два года (до 2025 года) требуемый уровень будет повышаться на 500 баллов. В будущем Минпромторг собирается увеличить господдержку для судов, набирающих большое число баллов, введя повышающие коэффициенты к субсидии процентных ставок по кредитам и утилизационному гранту.
После выхода публикации в Минпромторге “Ъ” сообщили, что обновленный проект постановления потребуется согласовать как с отраслевыми научными организациями, так и производителями оборудования по всей номенклатуре судовых комплектующих изделий. Также документ будет вынесен на обсуждение специально созданной Минпромторгом для этих целей Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений в части совершенствования нормативно-правового регулирования в судостроительной промышленности. Предположительное время вступления в силу новой редакции — конец 2020 года — первый квартал 2021 года, заключили в министерстве.
В Объединенной судостроительной корпорации “Ъ” сообщили, что приветствуют все изменения, направленные на упрощение для заказчиков, проектных бюро и заводов-строителей процедур подсчета уровня локализации в каждом конкретном реализуемом проекте постройки судна. В Русской рыбопромышленной компании (РРПК) отмечают, что поддерживают стратегию государства по локализации, «при этом необходимо, чтобы требования к глубине локализации формулировались с учетом текущих и перспективных возможностей российских производителей, то есть были выполнимы». Остальные компании пока затрудняются дать оценку подготовленным изменениям. Источник “Ъ” в судоходной отрасли отмечает, что, на первый взгляд, изменения абсолютно верные и балльная система «поможет устранить вопросы, считается ли твоя санитарная система российской, если в ней кран российский, а шланг — нет». Другой собеседник “Ъ” отмечает, что переход на российское оборудование может грозить ухудшением параметров судов, что негативно отразится на бизнесе.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в целом переход к балльной оценке выглядит прогрессивным, но важно качество регулирования. В текущей версии присваиваемые баллы выглядят несбалансированными: например, за сложный дизель-редукторный агрегат дается 50 баллов, а за спасательную шлюпку — 45 баллов. Кроме того, нужно не допустить «псевдолокализации» с отверточной сборкой из импортных комплектующих, заключает господин Бурмистров.