Полиграфистам выдадут спирт
В других мерах поддержки им отказано
Минфин отказал полиграфической отрасли почти во всех предлагавшихся мерах поддержки, но готов рассмотреть запрет на вывоз из России изопропилового спирта, который используется в печати и при производстве антисептиков. С конца апреля его уже нельзя вывозить из Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Впрочем, доля спирта в полиграфическом производстве мала, говорят участники рынка.
Минфин отказал Национальному союзу полиграфистов (НСП) практически во всех предложенных им мерах поддержки, следует из письма, опубликованного на сайте НСП. В апреле союз просил о «неотлагательных мерах»: установить заградительные пошлины на импорт готовой полиграфии, снизить до 10% НДС на производство и продажу периодики и книг, временно отменить пошлины на импорт товаров для полиграфии, ввести налоговые каникулы и др.
Минфин ответил, что предложения не могут быть поддержаны: повышение таможенных пошлин противоречит обязательствам России в ВТО, снижение НДС для печати «не предусмотрено», а отмена пошлин на ввоз сырья может снизить поступления в бюджет.
Единственная идея, которую Минфин готов поддержать,— временный запрет на экспорт из России изопропанола (изопропилового спирта), но только «при условии положительного заключения профильного министерства». В Минпромторге вчера не ответили на запрос.
С конца апреля по 30 сентября изопропанол, по решению коллегии Евразийской экономической комиссии, уже нельзя вывозить из стран ЕАЭС, так как он важен для борьбы с COVID-19 (спирт используется в антисептиках). При нынешнем курсе валют его выгодно экспортировать. «Вся офсетная печать использует для увлажнения спирт. А так как потребность в изопропаноле возросла, он на какое-то время оказался в дефиците. Сейчас дефицита нет, но цены значительно выросли»,— пояснил “Ъ” президент НСП Сергей Радванецкий. «Стоила канистра 2,5 тыс. руб., а теперь — около 7 тыс. руб.»,— подтверждает руководитель «Печатного дома Крым» Роман Бровко.
Впрочем, на производстве ограничения экспорта спирта практически не скажутся, считают типографии.
Расходы на изопропанол очень небольшая статья расходов, говорит коммерческий директор петербургской «Премиум-Пресс» Владимир Гаврилов. «Как минимум, эти меры надо было принимать гораздо раньше, поскольку за это время изопропанол уже успел подорожать в четыре раза из-за возросшего спроса на антисептики»,— добавил он. Все расходные материалы закупаются в валюте, поэтому конкретно спирт не скажется значимо на конечной цене, говорит советник гендиректора «Первой образцовой типографии» Галина Устинова. «Подорожала бумага, потому что она в основном китайская. Ни красок, ничего не производится в России»,— согласен Роман Бровко.
Для производителей антисептиков запрет на вывоз изопропила тоже не критичен, говорят собеседники “Ъ” на фармацевтическом рынке: большинство российских производителей используют импортный спирт, который отличается по качеству и зачастую дешевле. В России изопропил выпускают два предприятия — «Химпром» и «Оргсинтез», в случае ужесточения запрета на экспорт он может подорожать еще больше, считает собеседник в отрасли.
Для полиграфии сейчас наиболее актуален вопрос включения в список наиболее пострадавших отраслей, говорит Сергей Радванецкий. «Хотя мы вошли в список системообразующих предприятий, никакой помощи не получили, единственное, чем пользуемся,— коммерческие кредиты на стандартных условиях,— говорит гендиректор "Парето-Принт" Павел Арсеньев.— Периодически налоговая звонит и напоминает, что кризис кризисом, а платить налоги надо исправно и в полном объеме». Он ожидает, что часть мелких и средних компаний не откроются после кризиса, а крупные выйдут из него в тяжелом положении.