«Дальше затягивать было нельзя»
Вице-президент ТПП — об ослаблении ограничительных мер
С 1 июня в Москве начнется ослабление режима самоизоляции. Жителям города разрешат гулять, правда, с ограничениями. Для москвичей составят график выхода на прогулки по домам. Также в столице откроют всю торговлю, прачечные, химчистки и ремонтные мастерские. Об этом 27 мая заявил мэр Москвы Сергей Собянин на совещании с президентом Владимиром Путиным. Вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова уверена, что любые послабления для бизнеса — это уже хорошо, но некоторые предложенные властями условия выполнить просто невозможно.
— Выход из жестких ограничений начался. Как объявленные Сергеем Собяниным меры скажутся на экономике?
— Во-первых, хочу сразу сказать, что это очень долгожданное известие. Мы уже несколько раз проводили переговоры, обращались, доказывали, что нужно запускать экономику.
Нельзя больше, особенно сферу услуг, держать взаперти, ведь это наносит очень серьезный экономический ущерб.
Мы доказывали, что необходимо разрешить работать. Если открыты продовольственные магазины, почему не сделать то же самое и с непродовольственными, в которых по определению гораздо меньше людей? Жаль, конечно, что мы не услышали ничего про парикмахерские, потому что это та сфера, где люди готовы обеспечивать максимальные меры безопасности — расстановку кресел в зале, санобработку. Про общепит также не прозвучало никакой информации, хотя мы предлагали дать возможность летним кафе начинать работать с учетом, конечно, всех мер предосторожности. Первые шаги — это уже начало, возвращение к нормальной экономической жизни. Дальше затягивать было нельзя.
— Что нужно открывать дальше? И как быстро, на ваш взгляд?
— Сейчас бизнес обращается и доказывает власти, что нужно разрешить летние веранды в кафе и ресторанах, чтобы люди смогли начать работать на свежем воздухе с учетом требований рассадки. Можно и нужно максимально запустить работу всей сферы услуг, в том числе маленьким ателье. Что касается отелей, есть такие же соображения и по ним, мы сейчас дискутируем на эту тему с Роспотребнадзором. Они хотят разрешить открыться этому сегменту на третьем этапе. Мы говорим о том, что это можно сделать раньше, но при этом поставить жесткие ограничения, что на начальном этапе заселяется может только одна треть гостей, чтобы обеспечить отсутствие близких контактов и распространения вируса. В любом случае наша позиция заключается в том, что запускать нужно всех, надо начинать работу.
— Смогут ли предприятия выполнять все предписанные требования? Насколько они строгие и насколько четко прописаны?
— Вы знаете, есть ряд требований, которые выполнять практически невозможно. Например, необходимость фото- и видеофиксации. Под это можно вложить любой смысл вплоть до съемок в течение 24 часов. То есть мы сказали Роспотребнадзору: пропишите четко, чтобы бизнес понимал, а проверяющие не спрашивали лишнего. Есть требование по обеззараживающим лампам, производством которых занимаются только китайцы. Там цена резко возросла: раньше стоимость была 11 тыс. руб., сейчас — 120 тыс. руб. за лампу. Срок поставки составляет два месяца. Взять эти лампы больше негде, и для многих это препятствие, которое не позволит начать работу. Также есть требование всем гостиницам снять ковролин и не использовать обои. Мы с вами понимаем, что это невозможно, сейчас таких гостиниц просто нет.
Поэтому мы, конечно, говорим: давайте все-таки реально смотреть, что может серьезно повлиять на эпидемиологическую обстановку, а что из этого просто перестраховка.
Еще раз повторюсь: бизнес — не враг ни себе, ни людям. Мы все тоже хотим, чтобы были нормальные условия работы, но они должны быть адекватными.
Когда в России сможет восстановиться прежний спрос на одежду и обув
— Можно будет найти точки соприкосновения, взаимопонимания, чтобы решить эту проблему?
— Пока что Роспотребнадзор пытается услышать то, что мы им говорим. Конечно, если положительная динамика продолжится, я думаю, бизнесу будет проще договориться с Роспотребнадзором. Очень хочется, чтобы эта тенденция осталась. Я надеюсь, что Роспотребнадзор поймет, какая сейчас ситуация в стране.