Вдове убитого милиционерами казанца выплатят 45 тысяч евро по решению ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить жительнице Казани Инне Рамазановой 45 тыс. евро в качестве морального ущерба в связи с тем, что ее муж был убит сотрудниками правоохранительных органов, а расследование «не было эффективным».
ЕСПЧ, согласно пресс-релизу, принял решение, руководствуясь статьей второй Европейской конвенции по правам человека (право на жизнь).
Кроме того, ЕСПЧ присудил возместить ей 600 евро издержек и расходов.
Как писал «Ъ-Казань», ЕСПЧ коммуницировал жалобу Инны Рамазановой шесть лет назад – в апреле 2014 года. А жалобу в Европейский суд она направила конце 2009 года.
31-летний Радик Рамазанов был застрелен у себя дома в казанском поселке Юдино в январе 2007 года сотрудниками милиции, которые проводили спецоперацию по ликвидации наркопритона. В причастности к этому обвинялись оперуполномоченные отделения оперативного внедрения и разработок розыскной части №4 татарстанского МВД лейтенанты милиции Руслан Тазиев и Алексей Дукс. По версии следствия, во время спецоперации они перепутали квартиры и ворвались не к подозреваемым, а к их соседу господину Рамазанову в тот момент, когда он с тестем чинил водопровод. Как говорится в материалах дела, хозяева жилища приняли одетых в штатское милиционеров за грабителей и попытались убежать. Оперативники же, открывшие стрельбу, на суде утверждали, что те пытались напасть на них с молотками. В мае 2009 года Кировский райсуд Казани полностью оправдал милиционеров. Прокуратура, считавшая, что табельное оружие было применено неправомерно, обжаловала это решение, но Верховный суд Татарстана оставил приговор в силе.
В жалобе Инна Рамазанова указавывала на нарушение трех статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод: право на жизнь (ст. 2), право на неприкосновенность жилища (ст. 5) и право на эффективное расследование (ст. 13). Госпожа Рамазанова расценивает действия милиционеров как «умышленное лишение жизни» и пишет, что они «не смогли или не захотели предпринять достаточные действия», чтобы предотвратить инцидент. Она считает, что «российское государство ответственно за действия сотрудников», но «не обеспечило защиту от действий, противоречащих статье 2». Что касается неэффективного, по мнению госпожи Рамазановой, расследования, то, отмечает она, в частности, «из-за нарушения процессуальных норм судом» из доказательств по делу было исключены заключения экспертиз, которые «установили местонахождение (во время инцидента.—„Ъ“) милиционеров Тазиева и Дукса» и направления их выстрелов — согласно экспертизе пулевое отверстие у господина Рамазанова было на спине. «По мнению заявителей, по данному делу не имеется больше эффективных средств правовой защиты внутри страны»,— было сказано в жалобе.