Фуры встают на рельсы
Железнодорожные контрейлерные перевозки в Сибири пока не вошли в повседневную логистическую практику. Однако первые проекты успешно были реализованы в Новосибирской области в прошлом году. Эксперты по логистике железнодорожного и автомобильного транспорта отмечают возможные «точки роста» этого сегмента за счет более дешевой доставки и высокой скорости.
В 2010 году РЖД уже пытались внедрить в отечественную практику транспортировки грузов контрейлерные перевозки (грузовой автомобиль, помещенный на железнодорожную платформу). При этом у компании уже в тот момент был опыт в этом направлении вплоть до совершения «пилотных» перевозок. Но активизация рынка контрейлерных перевозок стала заметна только в последние годы.
Поиски встречных путей
Контрейлерные перевозки предполагают заинтересованность как минимум двух сторон: железной дороги и автотранспортных компаний. «В России пока большинство автоперевозчиков не видят выгоды этого вида перевозки, разве только при форс-мажорных обстоятельствах»,— говорит директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич. Однако он отмечает положительный зарубежный опыт: контрейлерная платформа уже давно используется в Европе для перевозки прицепов с грузами. Это подтверждают и представители Западно-Сибирской железной дороги. Во многих странах контрейлерные перевозки успешно развиваются на протяжении более чем 30 лет, став компромиссом между участниками транспортного рынка: автоперевозчиками и железнодорожниками.
Столь существенный разрыв между уровнями современных логистических технологий в России и за ее пределами отчасти объясняется более строгим европейским экологическим законодательством. По словам председателя совета директоров транспортной компании Globaltruck Александра Елисеева, для Европы контрейлерные перевозки — скорее решение вопросов проезда через Швейцарию, Италию, Австрию, где запрещено движение фур ниже определенного класса экостандарта. А кантри-менеджер по Уральскому и Сибирскому федеральным округам ГК Asstrа Даниил Чертов отмечает популярность контрейлерных перевозок на европейских трансальпийских маршрутах как альтернативу преодоления горных серпантинов.
В России ни экология, ни рельеф путей сообщения не становятся драйверами развития контрейлерных перевозок — их может стимулировать лишь экономическая заинтересованность участников рынка. По мнению специалистов Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания, развитие контрейлерных перевозок в России в перспективе окажет положительное влияние на экономичность и скорость доставки, а также обеспечит сохранность грузов и улучшит экологическую ситуацию, позволяя привлечь на железнодорожный транспорт дополнительные объемы перевозок. По расчетам экспертов, автоперевозчикам выгодно использовать железную дорогу: контрейлерная перевозка в сравнении с автопоездом почти на 10% выгоднее при расстояниях свыше 2,5 тыс. км.
«В условиях достаточно высоких цен на дизельное топливо и не так давно введенной системы „Платон“ (оплата ущерба дорогам) перевозки грузовых автомобилей на железнодорожных платформах могут дать существенную экономию себестоимости перевозки. А если производить контрейлерные перевозки без тягача, можно существенно уменьшить и амортизацию техники на не самых лучших российских дорогах»,— считает директор по региональному развитию, член совета директоров холдинга STS Logistics Владимир Дорохов.
Тягачи на запасном пути
Железнодорожные компании — как зарубежные, так и российские — могут транспортировать на своих контрейлерных платформах автопоезда (транспортное средство из нескольких звеньев, в том числе тягача и полуприцепов) или отдельные полуприцепы (по автодороге передвигаются только при помощи тягача). «С точки зрения экономики выгодно возить полуприцепы. Но с точки зрения рисков взаимоотношений между партнерами надежнее возить полные автопоезда, снимая вопросы передачи полуприцепов в другие руки»,— говорит президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов. По его словам, эти методы транспортировки в Европе и США используются примерно в равных долях. Однако Александр Елисеев уверен, что в России нужна платформа для перевозки только полуприцепов. «Тягачи в это время должны работать, возить что-то другое, пока полуприцепы передвигаются по железной дороге на платформе самостоятельно»,— аргументирует он свою позицию. «Выключать из бизнеса такой актив, как автомобиль-тягач, на срок железнодорожной перевозки — не самое выгодное решение»,— считает и директор департамента междугородних перевозок международной транспортной компании DPD в России Сергей Власов.
В Сибири сегодня в основном используются контрейлерные перевозки автопоездов, прицепов — единицы.
Председатель совета директоров ТК Globaltruck отмечает, что это обусловлено технологией погрузки полуприцепов на контрейлерную платформу: по его мнению, контейнерными погрузчиками-ричстакерами это сделать невозможно, тягач это делает долго, поэтому необходимо разрабатывать дополнительное техническое устройство.
Тем не менее, отмечают игроки рынка, спрос на этот сегмент перевозок есть. И уже сейчас крупные игроки сетевого рынка розничной торговли проявляют интерес к контрейлерным перевозкам, в том числе к транспортировке полуприцепов — об этом сообщила пресс-служба ЗСЖД со ссылкой на Западно-Сибирский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания.
Первые ласточки
В конце 2018 года АО «Федеральная грузовая компания» совместно с ОАО «РЖД» запустило контрейлерный сервис на маршруте Новосибирск–Москва. На платформу станции ЗСЖД Клещиха своим ходом зашел автопоезд ритейлера «Магнит», который прибыл в столицу за 3,5 суток.
«Этот рейс проводился на платформе, которая была изготовлена на основе европейской идеи, — для перевозки полного автопоезда, тягача и полуприцепа»,— говорит Александр Елисеев. По его информации, тягач с профессиональным водителем заезжал на платформу в течение 40–50 минут, что считается долгим процессом.
Тем не менее АО «ФГК» запустило регулярные контрейлерные перевозки по маршруту Новосибирск–Москва–Новосибирск с декабря 2018 года. А в октябре 2019 года в свой первый рейс отправился новый универсальный вагон-платформа другой модели, которую разработал «Уралвагонзавод», — с заниженным уровнем пола, что должно обеспечить быструю загрузку автопоездов.
В феврале 2020 года концерн «Уралвагонзавод» сообщил о запуске новой контрейлерной платформы в серийное производство. АО «ФГК» в свою очередь объявило о покупке не менее 500 новых платформ для формирования регулярных перевозок.
Стандартную еврофуру, курсирующую по маршруту Москва–Новосибирск–Москва, намерены оставить в ЗСЖД. Первый состав со станции Орехово-Зуево компания отправила в прошлом году, сообщила пресс-служба ЗСЖД. По ее информации, всего в 2019 году на Западно-Сибирской железной дороге по маршруту Клещиха–Орехово-Зуево осуществлено шесть кругорейсов. Время в пути составило почти четверо суток.
Контрейлерные дали
Участники рынка железнодорожных перевозок отмечают, что Россия готова вступить в эру массового контрейлерного сообщения. Согласно расчетам ЗСЖД, в течение одного года таким способом можно перевезти около 40 млн т грузов, то есть около 2 млн транспортных средств, или 3% от общего объема перевозимых грузов на сети ОАО «РЖД» (в 2019 году он составил 1,3 млрд т).
«Есть очень перспективные направления для таких перевозок: Дальний Восток, Забайкалье, Якутия, где качество автомобильных дорог проблематичное. Так, в Якутии основные автоперевозки проходят в холодный сезон — по зимникам. Поэтому есть желание как можно дальше пройти именно по железной дороге и уже дальше переходить на автомобильный транспорт»,— говорит Сергей Максимов.
«На мой взгляд, эксплуатация контрейлеров в районах Сибири и Дальнего Востока вполне может быть оправдана»,— считает Станислав Пучков.
По информации пресс-службы ЗСЖД, контрейлерные перевозки могли бы значительно улучшить логистику поставок для гипермаркетов, особенно на дальние расстояния, прежде всего на Дальний Восток, куда автомобильным фурам добраться непросто.
«В настоящее время прорабатывается вопрос об организации подобных сервисов»,— сообщает пресс-служба перевозчика, ссылаясь на Западно-Сибирский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания.
Как отметил Сергей Максимов, сегодня также изучается возможность приема контрейлерных поездов подмосковным терминалом «Белый Раст» с начала 2021 года. Эта площадка создается в рамках проекта транспортно-логистического коридора, принципиально увеличивающего товарные потоки между Китаем и РФ, а также ЕС. Он спроектирован для работы с контейнерными, тяжеловесными и крупногабаритными промышленными грузами, колесной и гусеничной техникой, в том числе с упором на регулярные контрейлерные поезда.
«В этом году в Малашевиче (Польша) началось строительство контрейлерного терминала, который в будущем хотят соединить с таким же терминалом в Москве»,— рассказывает о транснациональных планах развития контрейлерных перевозок Даниил Чертов. Он не исключает, что в будущем контрейлеры могут составить конкуренцию контейнерным перевозкам.