Бюджету выписали подорожную
Инвестиции в строительство автотрасс в этом году могут вырасти почти на 8 млрд рублей
Правительство обсуждает увеличение в этом году на 7,7 млрд руб. бюджета строительства и реконструкции автодорог за счет будущих периодов. Такое решение может позволить завершить работы по автодорогам Р-217 «Кавказ» и Р-228 на одном из участков в Саратовской области. Кроме того, перераспределение средств коснется М-5 «Урал» и Пермь—Екатеринбург. Эксперты отмечают, что строительство дорожной инфраструктуры оказывает большое влияние на смежные отрасли на фоне общего урезания бюджетов, но признают, что сумма добавочного финансирования недостаточно велика.
Правительство может перераспределить финансирование строительства и реконструкции автодорог в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) с будущих периодов на 2020 год, следует из материалов к заседанию проектного комитета транспортной части КПМИ, с которыми ознакомился “Ъ”. В аппарате профильного вице-премьера Марата Хуснуллина комментариев не дали.
В частности, речь идет об увеличении финансирования работ на участках автодороги М-5 «Урал». Так, бюджет строительства на участке в Подмосковье (обход п. Октябрьский с мостом через Москву-реку) в 2020 году вырастет на 1,4 млрд руб., до 3,9 млрд руб., за счет перераспределения этих средств с 2022 года (1,4 млрд руб.) и 2023 года (58 млн руб.). Работы на участке Ульянино—Непецино в этом году могут подорожать на 1,1 млрд руб., почти до 1,4 млрд руб., с уменьшением финансирования в 2022 году на 1,2 млрд руб. На участке автодороги «Урал» в Башкортостане финансирование реконструкции в этом году может вырасти на 680 млн руб., до 880,8 млн руб., снизившись в последующие годы.
На реконструкцию автодороги 1Р 242 Пермь—Екатеринбург в этом году могут направить почти на 509 млн руб. больше, чем планировалось, с пропорциональным сокращением в 2022 году. Общий объем бюджета составит почти 809 млн руб. По такой же схеме на 2 млрд руб. может увеличиться в этом году и бюджет реконструкции дороги А-157 Минеральные Воды (аэропорт)—Кисловодск на участке в Ставропольском крае.
Часть объектов КПМИ предлагается ввести раньше срока: окончание реконструкции дороги Р-217 «Кавказ» на участке в Дагестане может быть перенесено с 2022-го на 2020 год, также в этом году предлагается ввести в эксплуатацию путепровод через железную дорогу в Саратовской области на автотрассе Р-228 Сызрань—Саратов—Волгоград, финансирование по которому вырастет в 2020 году на 481 млн руб. Увеличат на 800 млн руб. и бюджет строительства обхода железнодорожной станции Сенная в Саратовской области на той же трассе.
В некоторых случаях финансирование прибавят не в этом, а в 2021 году за счет 2022 года: так, бюджет работ на участках трассы М-10 «Скандинавия» от Петербурга через Выборг до границы с Финляндией вырастет на 500 млн руб., до 4,4 млрд руб., в 2021 году.
Возможность стимулирования строительной отрасли заказами за счет использования ресурсов будущих лет обсуждалась на совещании у Владимира Путина 16 апреля в контексте нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
Марат Хуснуллин говорил об обсуждении возможности дополнительно выполнить объем работ в 2020 году. «Сейчас очень важный момент, чтобы мы могли из программы 2021–2022 годов начинать проектировать и строить эти дороги»,— пояснял он, отмечая, что только на строительстве и эксплуатации дорог в РФ работает миллион сотрудников «и около миллиона работает в смежных отраслях». Владимир Путин в ответ отметил возможность перераспределения части расходов в рамках нацпроекта, чтобы увеличить темпы «строительства и ремонта дорог и тем самым дополнительно загрузить заказами строительную и смежную отрасли, поддержать занятость». На совещании о поддержке строительной отрасли и ЖКХ 26 мая премьер Михаил Мишустин потребовал сохранить объемы строительства в рамках нацпроектов и ФЦП.
Глава общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин называет «важным сигналом» тот факт, что на фоне общей дискуссии о сокращении финансирования дорожные программы не урезаются. Инфраструктурное строительство — один из важных факторов выхода из кризиса, отмечает он: даже ремонтные работы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» дают огромный фронт для малого и среднего бизнеса, а большие дорожные стройки тем более оказывают огромный экономический эффект, в том числе за счет необходимых там металлов, строительных материалов, дорожно-строительной техники (ДСТ).
В контексте ухудшения ситуации на рынке ДСТ решение увеличить финансирование за счет будущих периодов выглядит логично, так как не только позволит в краткосрочной перспективе реализовывать проекты в полном масштабе, но и окажет поддержку этому рынку, полагает Дмитрий Бабанский из SBS Consulting.
Руководитель InfraONE Research Александра Галактионова отмечает, что в целом увеличение объемов дорожного строительства может сгладить падение ВВП и поддержать экономику, оказывая стимулирующий эффект на смежные отрасли и создавая рабочие места. Увеличение объемов финансирования мероприятий по строительству и реконструкции автодорог на 7,7 млрд руб. в рамках КПМИ само по себе не даст большого эффекта, уточняет она, но за счет работ на эту сумму могут быть выполнены целевые показатели освоения средств.