Сжиженный газ разбивает лед
Завершается самое раннее в истории прохождение Севморпути на восток
Газовоз «Кристоф де Маржери» в сопровождении атомного ледокола «Ямал» готовятся завершить самую раннюю в истории проводку в восточном секторе Севморпути. Суда вошли в Чукотское море, в южной части которого танкеру, везущему газ с проекта «Ямал СПГ» в Китай, больше не потребуется помощь ледокола. Увеличение сроков навигации по восточному маршруту позволит в этом году в два раза увеличить перевозки СПГ через восточную часть Севморпути — до примерно 2,4 млн тонн.
Танкер ледового класса Arc7 «Кристоф де Маржери», принадлежащий «Совкомфлоту», под проводкой атомного ледокола «Ямал» «Росатомфлота» благополучно преодолел наиболее трудные с точки зрения ледовой обстановки участки Севморпути. Сейчас суда огибают остров Врангеля и входят в Чукотское море. Танкер вышел из Сабетты с грузом газа с проекта НОВАТЭКа «Ямал СПГ» 18 мая — примерно на полтора месяца раньше летнего навигационного сезона. Груз к 11 июня должен быть доставлен в китайский порт Цзинтан (Таншань).
Апрель и май считаются наиболее сложными месяцами с точки зрения ледовой обстановки.
Столь ранней навигации способствовала как аномально легкая ледовая обстановка в Обской губе, что позволило освободить атомные ледоколы для проводки судов на восток, так и более легкие ледовые условия на восточном фланге Севморпути, отмечает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Средняя скорость движения судна с 18 по 25 мая, по данным АИС ExactEarth, составила 8,8 узла. Сложная ледовая обстановка в это время года наблюдается в Восточно-Сибирском море и у острова Врангеля, где танкер как раз и показывал наименьшую скорость — 6–8 узлов.
25 мая вслед за «Кристофом де Маржери» из Сабетты вышел газовоз «Владимир Воронин» (принадлежит канадской Teekay и China LNG Shipment), направляющийся в порт Тяньцзиня. До моря Лаптевых танкер шел в сопровождении ледокола «50 лет Победы», после чего атомоход развернулся обратно в Обскую губу. Предполагается, что «Ямал» оставит «Кристофа де Маржери» в Чукотском море и вернется, чтобы провести «Владимира Воронина» через Восточно-Сибирское море. «Владимир Воронин» идет значительно быстрее, чем «Кристоф де Маржери» (по данным АИС ExactEarth, средняя скорость с 24 по 28 мая составила 13,2 узла), и сейчас огибает Новосибирские острова с севера. Как уточняет Михаил Григорьев, скорость «Владимира Воронина» оказалась выше, поскольку, исходя из опыта прохождения маршрута «Кристофом де Маржери», для следующего танкера были оптимизированы маршрут и тактика ледокольного сопровождения.
Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что это первый экспериментальный рейс, который был необходим для анализа технических характеристик газовоза и ледокола.
Требуется практическое понимание способностей их работы вместе, особенно в Восточно-Сибирском море, поясняет он. Легкая или средняя зима здесь играют не самую важную роль, поясняет собеседник “Ъ”,— основные сложности возникают из-за ветра, скопления льда и торосов, именно это стало причиной значительного снижения скорости на маршруте «Кристофа де Маржери». Даже в тяжелые месяцы (март — первая половина мая) необходимо стремиться к тому, чтобы расстояние от Сабетты до мыса Дежнева преодолевалось за десять суток и средней скорости в десять узлов, считает он. Вторая задача — сопровождение одним ледоколом сразу двух газовозов, добавляет собеседник “Ъ”.
В «Росатоме», НОВАТЭКе и «Совкомфлоте» комментариев не предоставили.
В 2019 году «Ямал СПГ» отправил 17 рейсов на восток по Севморпути (СМП): 16 в Китай и один в Южную Корею. Всего было перевезено 1,2 млн тонн (6,5% общего экспорта). Газовозы отправлялись в период с 29 июня по 3 октября. Рейсы выполняли 11 газовозов. В 2020 году с учетом ранних сроков открытия СМП и наличия у «Ямал СПГ» 15 газовозов ледового класса Arc7 НОВАТЭК может удвоить загрузку СПМ по сравнению с 2019 годом, утверждает источник “Ъ”, знакомый с планами компании.
По словам собеседника “Ъ”, стоимость поставки СПГ с Ямала по восточному маршруту через СМП может быть дешевле рейса вокруг Евразии на $1,8 за MBTU, или около $7 млн на танкер.
Екатерина Колбикова из Vygon Consulting оценивает стоимость поставки СПГ НОВАТЭКа в Китай по СМП при текущих ценах в $0,6–0,9 за MBTU по сравнению с $1,3 за MBTU при обходе Евразии. Кроме того, при поставках по маршруту вокруг Евразии НОВАТЭК арендует танкеры, добавляет она, и экономика таких поставок во многом определяется ситуацией на рынке фрахта, тогда как использование собственного флота арктических газовозов позволяет рассматривать расходы на них как невозвратные затраты (sunk cost) и не включать их в операционные издержки.