Переадресация вызова
Косметологи уходят в офлайн
«Коммерсантъ Стиль» рассказывает, как и где должен проходить онлайн-прием врача-косметолога, на что обращать внимание и что значит качественная консультация.
Благодаря онлайн-буму сейчас образовалась новая бизнес-ниша — дистанционная косметология, сформированная во многом потребителями. Для многих людей такого рода медицина или косметология — едва ли не единственный способ получения квалифицированной консультации. Клиенты пишут в аккаунты социальных сетей салонов или звонят (практически все салоны и клиники сделали переадресацию на личные номера администраторов), чтобы спросить совета по уходу за кожей. И если с маникюром, стрижками и окрашиванием все более или менее разобрались (все делаем сами), то уход за кожей требует индивидуального подхода.
«У меня есть двоякое мнение об онлайн-косметологии. Бывали ситуации, когда наш специалист составлял индивидуальный бьюти-лист продуктов, которые можно приобрести у нас на сайте, и давал часовую консультацию, а клиент потом исчезал. Поэтому мы не можем быть уверены, что рекомендованные продукты человек приобретет именно у нас. К тому же онлайн-консультирование имеет свойство растягиваться на неопределенное количество времени. В случае с офлайн всегда есть ограничения по времени, и мы можем быть уверены, что после приема клиент уйдет домой с результатом»,— говорит Виктория Клишко, основательница умного бьюти-пространства Institute и врач-дерматокосметолог.
Хотя опытный косметолог может оценить состояние кожи по фото, эксперт считает, что онлайн-косметология возможна лишь в рамках назначения средств ухода. Тем не менее и здесь должен быть определенный регламент. Вопросы врача о возрасте клиента, потребностях кожи, жалобах, используемых продуктах, предпочтениях в текстурах и фото — это базовые вопросы. А согласно федеральному закону №242-ФЗ о телемедицине, врач не имеет права ставить диагноз и назначать лечение без очной консультации. «По фото и по описанию со слов клиента можно оценить кожу на 70–80%. То есть понять тип кожи, увидеть наличие расширенных пор, сосудов и пигментации, неровностей, морщин и птоза. У онлайн-косметологии очень перспективное будущее. Единственный ограничивающий фактор на сегодняшний день — это отсутствие юридических нормативов для того, чтобы ставить диагноз и лечить клиентов на расстоянии»,— уточняет Наталья Родина, врач-дерматокосметолог центра здоровья и красоты «Белый сад» на Зубовском.
Слишком короткая консультация, небольшое количество вопросов со стороны врача и подборка продуктов в личном сообщении Instagram должны насторожить в компетентности специалиста. Также вы имеете право запросить лицензию на осуществление медицинской деятельности — тогда консультация будет легальной.
«Консультация проходит в удобном для пациента приложении при хорошем освещении. До онлайн-встречи желательно прислать четкие фотографии лица, а также проблемных участков кожи. Нужно быть готовым к вопросам о ежедневном уходе и ранее проведенных процедурах. Поэтому очевидно, что первичная консультация невозможна по переписке в WhatsApp или Instagram. Недостаточно лишь выслушать пожелания. Необходимо провести детальный разбор и анализ конкретного случая для полноценной помощи. Качественной консультацией считается та, в результате которой у клиента сложилась полная картина происходящих процессов в его коже, появились знания о том, как грамотно на них влиять и чего стоит избегать»,— объясняет Виктория Горб, врач-косметолог, дерматолог Ultraceuticals. Она добавляет, что консультация косметолога не включает обсуждение каких-либо кожных заболеваний и выставление диагноза. При их наличии следует обратиться к дерматологу в реальной жизни для назначения необходимого лечения.
Существенная экономия времени и в целом удобство — неоспоримые плюсы. Эксперты убеждены, что этот формат останется и после пандемии. Например, Наталья Родина говорит том, что вторичная онлайн-консультация актуальна для отслеживания динамики «своего» пациента уже после очного приема, а первичная онлайн-встреча подойдет для подготовки к процедуре (сдачи анализов) и просто для информирования о показаниях и противопоказаниях.
Онлайн-косметология имеет все шансы на дальнейшее развитие. Такой формат сейчас однозначно качественнее, чем оценка кожи при помощи приложений, работающих с использованием искусственного интеллекта, по крайней мере сейчас.