Закрытые под открытым небом
Музыкальные фестивали в поисках выхода
Обнародованное на днях решение президента Путина провести 24 июня военный парад в честь 75-летия Победы, а 26 июля — шествие «Бессмертного полка» воодушевило всех организаторов массовых мероприятий. Если можно проводить военный парад и шествие, то, может быть, и музыкальные фестивали под открытым небом тоже? О том, как обстоят дела с многолюдными зрелищами, рассказывает Борис Барабанов.
Мероприятия формата open-air на протяжении всего локдауна были предметом обсуждения деятелей музыкальной индустрии, часто — в режиме онлайн-дискуссии. Музыкальные фестивали обсуждали на форуме Colisium Sochi. Кризис в отрасли стал темой фильма «Music vs COVID-19 World Tour — музыкальная индустрия в условиях пандемии», который сняли создатели фестиваля «Дикая мята». Автор этих строк принял участие в дискуссии «Фестивальная индустрия "на холде"», которая была организована Ельцин-центром. И все это в последние дни.
Кажется, что все уже сказано. Но это только на первый взгляд. Власть загадывает организаторам массовых событий новые загадки. Сообщение президента о проведении парада Победы и шествия «Бессмертного полка» вселило надежду. Но 27 мая Роспотребнадзор обнародовал правила профилактики COVID-19, в которых среди прочего упомянуты «ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных)». Эти правила будут действовать до 1 января 2021 года. И в этот же день, например, появились новости о том, что с Роспотребнадзором согласовывается регламент проведения ежегодного книжного фестиваля «Красная площадь» (он должен начаться 6 июня).
К этому моменту о переносе на следующий год уже успел объявить летний московский фестиваль Park Live. Он должен был впервые пройти по схеме фестиваля Coachella — в два уикенда. Новые даты — 8–11 и 15–18 июля 2021 года. В последнем сообщении штаба фестиваля «Дикая мята», который должен был пройти в июне в Тульской области, сейчас обозначены даты 14–16 августа, а также указано, что он может быть перенесен на июнь 2021 года. Фестиваль «Доброфест», проходящий в Ярославской области, уже объявил новые даты — 1–4 июля 2021 года. «Усадьба Jazz», которая традиционно открывает сезон летних фестивалей, также объявила о переносе на 2021 год, пока без конкретных дат и с указанием, что Земфира, планировавшая выступить в усадьбе «Архангельское», в 2021 году принять участие в «Усадьбе Jazz» не сможет. При этом организаторы «Усадьбы Jazz» ищут партнеров для того, чтобы реализовать онлайн-версию популярного джазового форума в сентябре.
Для всех перечисленных событий важной частью программы были выступления зарубежных артистов. Так что причиной переноса стала не только эпидемическая обстановка, но и неясность с международной коммуникацией. Фестиваль «Пикник Афиши», также традиционно привозящий в Россию больших иностранных звезд, был намечен на 8 августа, но так и не успел начать рекламную кампанию.
Для тех организаторов фестивалей, которые уже успели выпустить билеты в продажу, страшный сон — требования возврата денег (см. “Ъ” от 14 апреля). Если владельцы билетов массово придут их сдавать, это означает мгновенное банкротство компаний, устраивающих события. Правда, по словам, например, продюсера фестиваля «Доброфест» Сергея Силушина, его аудитория проявляет чудеса выдержки и верности бренду — количество обращений с просьбой о возврате денег исчезающе мало.
Хранят верность любимому фестивалю и фанаты «Нашествия» — самого большого фестиваля русского рока. Об отмене или переносе фестиваль пока не объявлял, о массовой сдаче билетов речь не идет. «Нашествие» должно состояться 24–26 июля в Тверской области. Фестиваль организует компания «Ультра Продакшн», входящая в «Мультимедиа Холдинг» («Наше радио», Rock FM, «Радио Jazz» и др.). По словам руководителя «Ультра Продакшн» Алана Маршалла, фестиваль «Нашествие» чувствует себя более или менее спокойно, к тому же в нем по определению нет зарубежных артистов. Тем не менее фестиваль «Все цвета джаза», который тот же холдинг собирался провести 23 мая, было решено даже не анонсировать. Тяжело всем, в том числе и рекламодателям, которые обеспечивают рекламой радиостанции.
Продолжается подготовка к фестивалям «Летчикфест» (7–9 августа, Ярославская область) и LIve Fest (21–23 августа, «Роза Хутор», Сочи). Представители «Летчикфеста» уверенность в своих перспективах комментировать “Ъ” отказались. Один из продюсеров LIve Fest — Максим Волков (Volkov Pro), до недавнего времени управлявший местным концертным комплексом «Роза Холл», говорит, что большая часть билетов на фестиваль обычно продается в последнюю неделю и пока нет разговора о переносе фестиваля ни во времени, ни в пространстве.
Каждый из фестивалей ищет свой путь выхода из кризиса. У кого-то, как у агентства «Мельница» (Park Live) и Volkov Pro, был хороший концертный год, и образовалась «подушка безопасности». Кто-то, как организаторы «Дикой мяты», вырастил продакшен для создания качественного видеоконтента. Кто-то, как «Усадьба Jazz», ищет новых партнеров-инвесторов. «Мультимедиа Холдингу» повезло войти в список системообразующих организаций экономики в сфере информации и связи.
Организаторы фестивалей сходятся в двух вещах. Во-первых, никакая государственная помощь не заменит интереса аудитории, да и мало кто в этой отрасли на нее рассчитывает. Во-вторых, никакие онлайн-трансляции не заменят живого контакта зрителей и артистов на поле. И любой настоящий фестиваль лучше не только эфира в YouTube, но и танцпартера, разделенного на квадраты для людей в масках и перчатках.