СКР оградил полицию от адвокатов
В Кабардино-Балкарии защитников обвинили в насилии и хотят арестовать
Инцидент в Урванском межрегиональном отделе МВД Кабардино-Балкарской Республики (КБР) с участием его сотрудников и адвокатов Адвокатской палаты КБР, происшедший в ночь на 21 мая, получил продолжение. Следственное управление Следственного комитета России (СУ СКР) по Кабардино-Балкарии возбудило уголовное дело в отношении двух участников конфликта — адвокатов Ратмира Жилокова и Дианы Ципиновой. В настоящий момент они задержаны и решается вопрос об их заключении под стражу. В свою очередь, адвокатское сообщество начинает борьбу за коллег — они собирают подписи под петицией и готовятся к групповой защите. Федеральная палата адвокатов также выступила в поддержку задержанных.
Как сообщили в следственном управлении СКР по Кабардино-Балкарии, по результатам проверки инцидента в Урванском межрайонном отделе МВД КБР возбуждены уголовные дела в отношении адвоката Ратмира Жилокова и его коллеги Дианы Ципиновой. Они подозреваются в применении насилия, «не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей» (ч. 1 ст. 318 УК РФ).
По версии следствия, вечером 20 мая сотрудники ОМВД России по Урванскому району проверяли информацию о незаконной организации азартных игр в городе Нарткала. Сотрудница заведения, где предположительно велась незаконная деятельность, отказалась пустить их внутрь и позвонила адвокату Ратмиру Жилокову.
Прибывший на место адвокат, по данным следствия, «начал провоцировать полицейских на конфликт, ''предлагая одному из них снять форму и подраться''». Потом, согласно показаниям свидетелей, Ратмир Жилоков «ударил одного из сотрудников МВД лбом в голову и толкнул», после чего его задержали и доставили в расположение отдела полиции.
Там он находился в «комнате разбора». «После того как личность задержанного установили, в отношении его были составлены два протокола об административном правонарушении. Один — за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации и угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП РФ), второй — за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ). Кроме того, был зарегистрирован рапорт о применении физического насилия в отношении сотрудника правоохранительных органов»,— говорится в сообщении на сайте ведомства.
Как уточнили в СКР, позже к отделу полиции, куда доставили Ратмира Жилокова, прибыли два адвоката.
«Им отказали в доступе в здание, так как у прибывших не было адвокатского ордера, а также необходимых в период действия режима повышенной готовности масок и перчаток».
По версии следствия, когда к ним присоединилась еще одна адвокат, Диана Ципинова, «адвокатам удалось проникнуть в здание, затем их вывели на улицу, но Ципинова неоднократно пыталась прорваться обратно в здание, отталкивая полицейских, а сотрудника полиции, пытавшегося ей помешать, адвокат ударила рукой в лицо, а затем ногой в область паха». «После этого она была задержана»,— добавили в ведомстве.
Отметим, что сами адвокаты предлагают совершенную иную версию инцидента. Ранее Ратмир Жилоков сообщил “Ъ”, что полиция осматривала помещение его клиентки с нарушением закона — без необходимых бумаг. По его словам, он был корректен и не пытался провоцировать конфликт. «Я спросил про наличие письменного предписания об осмотре, на что мне было сказано, что оно отсутствует,— рассказывал он "Адвокатской газете".— Далее ко мне подошел неизвестный мужчина в черной одежде с лычками майора. Он уперся мне в лоб своим лбом и стал угрожать мне. В ответ на это я рекомендовал ему соблюдать физическую дистанцию. После этого он схватил меня за руку и начал заламывать руки».
Три адвоката, приехавшие по его просьбе в «Урванский», также утверждают, что имели при себе ордера на защиту и все необходимые документы, включая адвокатские удостоверения. По их словам, они корректно сообщили, что приехали для защиты господина Жилокова и хотели бы его увидеть, однако сотрудники полиции в нарушение закона отказались допустить их в здание. «Тогда, чтобы заявить о незаконном удержании нашего коллеги, мы начали обзванивать все возможные правоохранительные структуры. Звонили в прокуратуру, межрайонный следственный комитет, на телефоны горячей линии республиканского министерства внутренних дел»,— рассказывала “Ъ” адвокат Наталья Магова. В какой-то момент, по словам госпожи Маговой, женщины попытались вновь зайти в здание.
На кадрах с камер видеонаблюдения хорошо видно, как три адвоката проходят металлическую рамку, причем одна из них снимает происходящее на телефон. Затем, судя по видео, адвокатов выталкивают на улицу, кто-то из женщин падает. Адвокату Диане Ципиновой заломили руки, а потом завели обратно в отделение. В интервью изданию «Адвокатская улица» она рассказала, что в отделении на нее «надели наручники, после чего несколько человек стали угрожать применением группового насилия сексуального характера». По ее словам, в отделе она провела несколько часов, подвергаясь психологическому давлению и грубому обращению. Из полиции ее отпустили только утром 21 мая. Тогда же был освобожден и адвокат Ратмир Жилоков — на него составили административный протокол о неповиновении законным требованиям сотрудника полиции и нарушении масочного режима.
Наталья Магова, Диана Ципинова и Людмила Кочесокова обратились в правоохранительные органы с требованием провести проверку действий полицейских на предмет превышения ими должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ).
В настоящий момент, по данным СУ СКР по КБР, адвокаты задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ, «решается вопрос об избрании им меры пресечения в виде содержания под стражей». Следствием также изучаются действия каждого из сотрудников полиции, «им будет дана правовая оценка». В пресс-службе МВД по КБР эти данные подтвердили. Официальной реакции Федеральной палаты адвокатов России (ФПА) пока нет.
Вице-президент ФПА Михаил Толчеев заявил, что расценивает дело против адвокатов «как попытку давления и отвлечения внимания от собственных деяний». Напомним, ранее глава ФПА Юрий Пилипенко обратился к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву по поводу происшествия с адвокатами. Господин Пилипенко назвал происшедшее «грубейшим нарушением профессиональных прав адвокатов и требований закона», а действия сотрудников полиции — «не только недопустимыми, но и требующими принципиальной оценки руководства МВД». В свою очередь, в Адвокатской палате (АП) КБР в действиях полицейских усмотрели «безусловное нарушение прав защитников», а также «уголовную составляющую». АП КБР обратилась с заявлениями в республиканские прокуратуру, МВД и минюст.
По информации адвокатов, которые защищают своих коллег, в знак протеста Диана Ципинова и Ратмир Жилоков объявили голодовку.
Ходатайство о заключении их под стражу Нальчикский городской суд рассмотрит уже сегодня в пятницу, 29 мая.
Известный краснодарский адвокат Михаил Беньяш, ранее осужденный по такой же статье о причинении «неопасного вреда» сотрудникам полиции, подготовил петицию в адрес председателя СКР Александра Бастрыкина, министра внутренних дел Владимира Колокольцева и президента ФПА Юрия Пилипенко. В документе говорится, что Конституция и другие российские законы «гарантируют право адвоката-защитника на личный доступ» к клиенту. «Насилие в отношении адвокатов, которые явились выполнять свой профессиональный долг, является попранием закона»,— говорится в обращении. Адвокат требует, чтобы глава СКР взял под личный контроль дела Дианы Ципиновой и Ратмира Жилокова. Также в обращении говорится о необходимости возбудить уголовное дело в отношении начальника отдела «Урванский» «и иных соисполнителей нападения на адвокатов». Петиция разошлась по соцсетям, ее подписывают адвокаты со всей России. Более 20 из них выразили намерение вступить в дело и защищать коллег из Кабардино-Балкарии.
Вменяемое адвокатам преступление заканчивается избраниям меры пресечения в виде арестов только в исключительных случаях, учитывая, что у них положительные характеристики, безупречное прошлое и мощная защита, им скорее грозит домашние аресты или запрет на определенные действия, нежили помещение в СИЗО, говорят источники “Ъ”. Пока подозреваемых защитников допрашивают в ИВС.